Еще ММ предлагает такое определение свободы (вполне практическое, без претензии на абсолют): "Свобода - это давание самому себе закона действия". * * * С моей точки зрения, это эквивалентно знаменитой "осознанной необходимости". * * * Но на этом примере видно, как качество формулировки, ФОРМА влияет на усвоение сути. * * * Такая формула частично РАСКРЫВАЕТ понятие свободы, тогда как "осознанная необходимость" - абстракция настолько высокого уровня, что скорее "закрывает"... * * * Кстати, таким свойством обладают афоризмы и максимы. В результате их часть неинтересно читать. (скромно так) Хотя лично я разлюбил это чтение по другой причине - они мне кажутся банальными и одномерными...
Голоc --> (13) у меня в голове сложился интересный мостик между словами Канта о "предшествовании закона" - и положением из "Материалистической диалектики", где сказано, что закон - суть атрибут материального тела. * * * Т.е. вот у предмета есть набор атрибутов: сущность, явление, количество, качество, изменяемость и т.д. И вот среди этого списка еще значится ЗАКОН. * * * Т.е. получается, что закон - В ПРИРОДЕ вещей, если перефразировать известную фразу. * * * Тогда понятно, что закон "действует" ровно потому, что он изначально присущ (или если не действует - не присущ) этому материальному объекту (если понимать МО предельно широко, включая процессы и акты). * * * Тогда Кант и говорит о том, что закон как атрибут являет себя ПЕРЕД моральным действием (или в форме морального действия).
Голоc --> (11) и еще очень важная и глубокая мысль о "разглядывании". * * * Человек не понимает, НЕ МОЖЕТ до конца понять любовь, добро, зло, свободу, мораль. Он с ними ЖИВЕТ и он их РАЗГЛЯДЫВАЕТ, отдавая себе отчет в их таинственности...
А это уже И. Кант (ММ его цитирует): ""Я предлагаю следующий пробный камень чувств. То самое удовольствие (или неудовольствие), которое с необходимостью должно предшествовать закону, чтобы деяние совершилось, является патологическим, а то (чувство), которому с необходимостью закон предшествует, чтобы поступок мог совершиться, является моральным". "В основе первого лежат эмпирические принципы (материя произвола), в основе второго лежит чистый априорный принцип, для которого важна только форма определения воли". "То чувство, которому с необходимостью предшествует закон, чтобы поступок мог совершиться, является моральным"
Мысль Нильса Бора не сказать, что уж очень глубокая, но - безусловно - правильная. * * * Сознание и бессозательное - суть части одного целого. И граница между ними - не Берлинская стена, но полупроницаемая мембрана. Причем обмен происходит в ОБЕ стороны непрерывно. * * * Один из очень важных практических выводов отсюда - не надо БОЯТЬСЯ бессознательного. По сути это получается страх темноты какой-то:)))))))
Из Мамардашвили: "...подсознательное нельзя понимать так, что есть якобы некая вещь, которая, как камень, лежит в глубине нашей души, и вот мы его откапываем разными путями - этого нет. Бор говорит, что исследование бессознательного - это не обнаружение каких-то скрытых глубин, а создание условий для нового сознательного опыта, благодаря которому разрешается проблема. То есть задача состоит не в том, чтобы узнать и наклеить ярлык: это - то-то, такая-то бессознательная структура. Теоретические понятия служат здесь отнюдь не для описания, а работают в качестве инструмента "врождения" нового переживания или нового сознательного опыта, который и порождает то, чего нельзя достичь просто усилием мысли. ...Чистая мысль обладает свойством, общим многим другим вещам в человеке; целые категории вещей для нас остаются тайной, лежащей в самом человеке, но такой, разглядывание которой и позволяет нам быть людьми. Когда мы не разрешаем тайны, а именно вглядываемся в нее."
Да, к сведению интересующихся. * * * По адресу www.podruga.net/dk/ я учинил дискуссию "Пространство и обусловленность" для более подробного анализа сформулированных здесь идей (заимствованных у Шаха и ММ). * * * К моему приятному удивлению, обсуждение довольно оживленное и квалифицированное.
Очень важна, на мой взгляд, последняя мысль ММ - о доведении до законченной формы. * * * Конечно, это мое субъективное мнение. Ровно потому, что я только что довел до такой формы текущее состояние своей Самости. Книгу закончил:)))))
Из Мамардашвили. * * * "Итак, мы установили, что чистая мысль - это не абстрактная мысль о каком-нибудь предмете, а мысль беспредметная, являющаяся возможностью большей мысли. Я уже приводил вам как-то реплику Пруста в адрес Гюго, когда он, рассуждая об этом любимом им поэте, говорил: "Но, к сожалению, часто Гюго скорее мыслит, чем позволяет или дает нам мыслить". Под "дает мыслить" здесь имеется в виду некое лоно или конструкция, которая способна самопорождать множество себе же подобных состояний, размножаться ими. В свое время Кант эстетическое так и определял, кстати сказав, что эстетическая идея отличается вовсе не тем, что она дает возможность познать предмет, а тем, что она дает возможность породить множество сходных мыслей и идей." * * * "...или мы понимаем - и не нуждаемся ни в каких доказательствах, и истина держится ни на чем, или не понимаем - и тогда никакие доказательства, никакие эмпирические аргументы не приведут нас к пониманию." * * * " В состоянии понимания - тот, кто понял, уже понял - это всегда обозначено символом; фактически символы - суть материальные носители не наглядных и безосновных актов понимания, которые сами являются источником или матрицей, рождающей себе подобные состояния. ... Это несвободное, неспонтанное движение, тогда как истинные движения - только те, которые спонтанны и ничем другим не вынуждены - вот так, как наша истина. Ведь что такое истина? Истина - это ничем не вынужденное понимание." * * * "...здесь имеет место нечто, соединяющее вместе и держащее одновременно и мудрость и воображение, или мудрость и поэзию. То есть это ситуация напряжения всех сил существа, а не просто ума. И поэтому Декарт способен сказать так: "lumen naturalis color amoris" - "натуральный свет и жар любви". Из этого сочетания следует очень интересный ответ на известную и очень давнюю дискуссию в теологии и в философии о существовании двух богов: есть Бог философов - некое по рациональным причинам вводимое существо, в которое может верить философ, а есть Бог любви или Бог людей - Иакова, Исаака и т. д. Обычно в доказательстве существования нуждается именно Бог философов, а Бог любви - это нечто совсем другое и не похожее на Бога философов. Но в данном случае в движении сна Декарта - явно философа и ученого - мы как раз ясно видим, что в глубине самой этой структуры сознания (а Бог - структура сознания) нет различия между Богом людей и Богом философов. ... Я утверждаю, что те, кто поняли смысл, рождались живыми, а те, кто не поняли его, рождались мертвецами, то есть видимыми существами." * * * " Ну, скажем, у кого-то кажущееся еще с 30х годов ощущение справедливости до сих пор бьется беспомощно и не может обрести форму, не может обрести язык. Такой человек действительно хронически беременей правдой - никак ею разродиться не может. По отношению к нему даже появляется утешительная компенсация хронической беременности правдой, которая состоит в весьма умильной схеме - это какая-то тяга русских к обязательно скрытому и гонимому добру. Скрытое и гонимое добро - это когда человека можно в любую минуту арестовать, а того, кого нельзя арестовать, трудно понять, хороший он или плохой - нет такой ясности. Это скрытая и вечно гонимая доброта. ...мысль - это нечто весьма мускульное и только работа этого нечто способна открывать двери тому, что стучится в дверь, дать высказаться тому, что ищет язык." * * * "...ситуация мышления есть прежде всего ситуация выбора самого себя - того или иного." * * * "...в стране не было достаточного числа людей, которые бы доводили свое дело до законченной формы, когда состояния времени и их душ превращались бы в состояния истории."