человек забрасывается в этот мир разведчиком, агентом, которому ничего не известно ни о своем задании, ни о месте, где его следует выполнять. потихоньку он проникает в тайны устройства этого мира, находит в нем систему, иерархии, цели, которых придерживаются прочие обитатели, он узнает, что нужно делать здесь, чтобы сойти за своего, изучает язык символов и знаков, которым в нем пользуются, проникается господствующими идеологиями и если подростком помнит еще о том, что он чужой здесь - разведчик неведомой страны, то чуть позже правила принимаемые им для маскировки кладутся в фундамент мировоззрения и он притворяется гражданином так хорошо, что становится им. много интересного происходит попутно, но меня сейчас интересует только один аспект - принятие языка символов, используемого при восприятии-абстрагировании-интерпретации мира.
 именно благодаря механизму внесознательного абстрагирования и обозначения мира знаками, мы оказываемся живущими не в мире ощущений от органов чувств, даже, который можно еще, с определенной натяжкой, назвать реальным, а в мире собственного мышления, в мире собственной интерпретации окружающего, сообразно нашему представлению об этого окружающего устройстве.
 итак мы учимся вместо настоящих вещей насаждать их символы, обозначения, отмечая привычно, что вот, прошли по улице (символу улицы) мимо символа дерева - не конкретного, растущего и трепещущего на ветру, а абстрактного и пустого. мы садимся в машину - в машину вообще. те из нас, кто имеет дело с автомобилями, имеют больше символов для обозначения разных видов машин и могут уточнить - в "москвич" они садятся или в "волгу" но и москвич и волга остаются символами для обозначения классов объектов.
 то, что только для символического мышления начинает работать логика, позволяющая делать какие-то выводы и то, что лишь абстрагирование создает почву для укоренения рацио, мы опустим, перейдя сразу к тому главному, ради чего я затеял этот маленький кусочек текста - порой то я, которое приходило в этот мир и смотрело с недоумением на установленные здесь правила и условности, тот внутренний юстас, который обречен искать забросивших его и пытаться понять свое задание здесь до тех пор, пока мир не поглотит его и он не станет образцовым штирлицем и внутри, порой он просыпается внутри нас и оглядывается по сторонам с недоумением. и дерево становится, на мгновение, для нас, чем-то удивительно четким, торчащим и шелестящим зелеными пластинками, а лошадь с бородой на обратной стороне шеи - чудом*, а не просто знаком лошади, включенным в систему других знаков. мир становится ясным и удивительным и остается ясным до тех пор, пока мы не возвращаемся опять к нашей уверенности, будто мы это в самом деле те, кем мы себя считаем.
-----------------------------
*) "... к ногам приделал две дощечки, присел, подпрыгнул и исчез..."
|