Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Демократия + образование = ?


Тема демократического устройства общества неоднократно поднималась в дискуссиях. Однако я бы хотел взглянуть на эту проблему с немного необычной точки зрения, посмотрев на связь системы образования и государственного устройства. Для размышления приводится отрывок в реплике N1 этой дискуссии. Естественно, по этому поводу у меня уже сложилось некоторое мнение, но интересно узнать, что думаете Вы???...


Создатель:
±MNNN Циничный Кот





24±MNNN Циничный Кот11/22/2001 11:52:16 PM
На этом и поставим точку. Спасибо всем за участие.

23Рикки Мурк11/1/2001 7:48:14 PM
±MNNN Циничный Кот --> (22) вопрос в том .. что лучше : воспитать ребенка .. чтобы ему самому потом было хорошо .. или чтобы обществу было с ним удобно ?? ..

имхо .. всё зависит от того .. с какой стороны на это посмотреть ..

для тоталитарного общества .. ессно .. хорош "винтик" (даже если это руководитель) .. который не задает лишних вопросов и выполняет предписанную свыше функцию ..

для демократического общества .. более подходящим является скорее "потребитель" .. готовый пахать ради бабок и исправно тратить их на всякую фигню .. способствуя таким образом раскручиванию экономики .. и оптимизации её с точки зрения максимальной выгоды ..

для самого человека - кхмрм .. тут предпочтения уже индивидуальные и очень разные .. от "украл-нажрался" .. до свободного творчества :о)) ..


22±MNNN Циничный Кот11/1/2001 6:37:52 PM
Яйцо всмятку --> (17) Niсolya --> (16)
Если кратко и совсем грубо, то суть вопроса выглядит так:
связки "форма государственного устройства" + "желаемый тип среднего человека":

Тоталитарное государство - формирование людей, способных безусловно подчиняться

Демократическое государство - формирование людей, которыми легко или относительно легко манипулировать.

Во втором случае воздействие более тонкое, скрытое, неявное и нередко противоречащее постулируемым целям, ценностям и идеалам. Один из основных этапов, на котором закладывается отношение к тем или иным ценносятм и идеям - это этап образования "подрастающего поколения".

Вот такая связь, на мой взгляд. Интересно проследить, как происходит взаимодействие личности и государства на этом этапе, и в какой мере. Свое мнение я, как обычно, не считаю единственно верным, однако оно подкреплено весьма весомыми аргументами.

Впрочем, может они и на самом деле не причем??? ;-) В этом случае вы можете это доказать???...

21Рикки Мурк11/1/2001 4:37:15 PM
а знает ли кто-нть "нетрадиционные" методики ?? .. и примеры их реального применения ..

критиковать-то все горазды :о)) ..


20Рикки Мурк11/1/2001 4:15:34 PM
Салли --> (19) угу .. за редкими исключениями .. получается так ..

"мы все учились понемногу .. чему нибудь и как нибудь " (с)


19Салли11/1/2001 3:16:42 PM
Рикки Мурк --> (15) Да, но она же не специально, это ребенок усваивает сам вопреки принятой учебной программе, это не воспитание, образовательная система здесь остается как раз ни при чем. Получается, что от самой программы не так уж много зависит.

1855511/1/2001 8:10:29 AM
±MNNN Циничный Кот --> (12) Я сейчас попытаюсь осветить два момента, связанных с воспитанием в демократическом обществе.
Первый это высокое благосостояние, т.е. у родителей появлются много соблазнов(рестораны, путешествия, шоу и т.д.) и все это они в состоянии оплатить и все это очень интересно, а детей времени не остается. Общению с детьми уделяется мизерное время и, как следствие, полное отсутствие понимания между родителями и детьми. Уже нет долгих вечеров, когда родители и дети находились вместе и волей-неволей общались, учились понимать и любить друг друга. Сейчас, даже, когда все дома, каждого своя комната с телевизором, телефоном и они все равно видятся мельком.
Второе это воспитание "свободной" личности. Они здесь все немного помешались на этом. Свободную личность нельзя напрягать, заставлять и говорить ей(личности), что она дура. Единственный способ для этого - снижение требований, что и происходит из года в год. Здесь возникает интересный феномен. Воспитание свободной личности казалось бы делает невозможным манипулирование, но поскольку у свободной личности мозги девственно чистые, то манипулирование происходит весьма успешно. Возник, даже, комлекс потребительства, когда люди испытывают неодолимое желание все время что-то покупать.
Традиционные методики не успевают за быстро меняющимся миром и это большая проблема.

17Яйцо всмятку11/1/2001 7:15:43 AM
?MNNN Циничный Кот --> (13)

На мой взгляд нельзя рассматривать этот вопрос отвлеченно - быть пионером вредно или быть образованным хорошо... Тут очень важен контекст - в среде насквозь комсомольско-пионерской плоховато быть не пионером.. И разве трудно сейчас найти среду, где умным себя показывать несколько опасно?

+++

Лучше подними вопрос: что лучше - воспитать комфортного в среде будующего своего проживание человека или умеющего думать и анализировать происходящее с ним, делать из этого выводы, работать над собой исходя из этих выводов?

+++

Присоединяюсь к вопросу в 16 постинге - демократия тут при чем?

16Niсolya10/31/2001 7:01:46 PM
ОДного я не понял - а при чем тут демократия? Так воспитывали детей везде, всегда, при любых формах гос.устройства и по-другому не умеют.

15Рикки Мурк10/31/2001 4:46:47 PM
Салли --> (14) а разве это не пример воспитания собственным примером ?? .. для этих детишек пропивать случайный заработок и промышлять собиранием бутылок так же нормально и естественно .. как для американов - водить машину .. и вполне вероятно .. некоторые выберут в жизни этот путь "наименьшего сопротивления" ..


14Салли10/31/2001 4:28:34 PM
Кот может не беспокоиться: половина людей, занимающихся воспитанием детей во всяких заведениях, их на самом деле не воспитывает вообще.
«Веселенький» пример из реала. Детсадовский возраст очень нежный и ответственный. Так вот детский сад. Mоя знакомая, воспитательница из Удмуртии с з/п 800 р./мес.(сейчас!), муж тоже не особо зарабатывает, и в доме каждая копейка на счету. Участок группы на улице – угловой, и на нем любят пить вечером алкоголики, оставляя бутылки. Так дети по собственной инициативе соревнуются в собирании бутылок на участке и радостно притаскивают их любимой воспитательнице, а она их сдает. Поскольку запасы бутылок нужно от тех же алкоголиков прятать (это обычный детсадик, там хмыри даже совки и лопатки воруют), то дети сообразили зимой рыть в снегу яму и прятать бутылки туда, а потом уже дарить воспитательнице. Что-то я не спросила, как они летом выкручиваются…)) Она с ними, конечно, занимается по программе, но голова-то другим забита(


13±MNNN Циничный Кот10/31/2001 11:08:31 AM
Яйцо всмятку --> (10)

Я не спорю с тем, что "...взрослые сами решают, каким быть детям - за них и без них..."

Меня интересует, насколько в интересах ребенка получается тот образ, по которому его хотят сотворить. Например, требования быть "хорошим пионером", "хорошим комсомольцем", ect, по-моему, совершенно не в интересах ребенка. Однако, когда родители проявляют свою власть, укладывая его спать против его воли, их действия направлены на то, чтобы ребенок вырос здоровым - то, очевидно, интересы формирователя образа и интересы "воспитуемого", скажем так, в данном случае совпадают. То же самое можно сказать и про методы воздействия, применяемые родителями, чтобы заставить ребенка "хорошо учиться" - наличие образование весьма способствует жизни в совеменном обществе.

12±MNNN Циничный Кот10/31/2001 10:58:08 AM
555 --> (11)
Близко к сердцу я мало что принимаю. Однако интересно разобраться в рельных механизмах, имеющих место быть. Да, прошу прощения, что я не очень связно процитировал исходный текст. Однако в реплике (1) все абзацы имеют смысловое значение... :-)

Дальнейшее обсуждение, как мне видится, может вылиться в выяснение, а что же такое те самые пресловутые "права человека", а почему они именнно такие, и как они реализованы на практике в тех странах, которые называют себя демократическоими. Подобного рода умопостроения я уже не раз наблюдал при обсуждениях этой темы, и собственно они не очень интересны. А интересен мне вот какой момент:

- кто

- в каких целях

- и каким образом

формирует тот самый "желаемый образ" воспитуемого ребенка и дальнейшего гражданина??? Скажем, при тоталитарном государстве ответ на эти вопрос более ли менее ясен - есть более ли менее определенная постоянная верхушка, которая и заказывает музыку. Методы - самые разнообразные, включая грубое принуждение и репрессии. Даже сейчас в России очень наглядно можно увидеть, какое именно отношение формируется. Как наглядный пример проявленя отношения к человеку в таком государстве мне очень нравится паспортный стол - начиная от "удобных" часов работы и кончая откровенно хамским поведением его работников. Этакий "островок" совка, который не изменился ни на йоту с застойных времен.

Что происходит в случае демократического устройства общества, мне сейчас не очень понятно. Родители, действительно, играют, по-моему, определяющую роль в формировании личности. Однако формируют они его, осознанно или неосознанно, по своему образу и подобию. И, к сожалению, людей, которые в полной мере представляют из себя свободную и уважающую себя личность, я встречал не очень много. И многие механизмы тоталитарного государства были направлены на подавление той самой свободы и самоуважения.

1155510/31/2001 10:12:57 AM
±MNNN Циничный Кот --> (1)
Не принимай это близко к сердцу. Первый абзац, вообще, никакой смысловой нагрузки не несет(если я, в общественном туалете, первым сумел сесть на очко, то это нарушение прав другой личности?).

Что касается школьного воспитания, то я могу сказать, что никогда не встречал человека, которого воспитала бы школа. Воспитывает семья, улица, колония строгого режима, но не школа. Моя жена, одно время, была заместителем директора по внекласной работе в одной крупной школе(2,5 тыс). Ей и голову не пришло бы, что она должна заниматься каким-то воспитанием, а она профессионал высокого класса. Своей задачей она считала чем-то увлечь детей, как-то наполнить их внешкольную жизнь. Она организовывала КВНы, тематические и развлекательные вечера, обладая определенным режисерским талантом, она делала такие выпускные и первые звонки, что на них приходил весь микрорайон, но еще раз повторяю, не было никакого воспитания! Только родители, на каком-то этапе определяют, какой личностью будет их ребенок и они имеют на это право. Т.е. если они воспитывают своего ребенка, как свободную и уважающую себя личность, то никакой учитель или воспитатель не запугает его. Другое дело, что родители часто, просто, бездействуют и тогда воспитание ребенка зависит от случайных факторов.
О манипулировании напишу в следующий раз.




10Яйцо всмятку10/31/2001 7:56:43 AM
±MNNN Циничный Кот --> (1) Да, взрослые сами решают, каким быть детям - за них и без них. Предложи иной способ воспитания. Или чем заменить само воспитание.

9±MNNN Циничный Кот10/30/2001 10:52:42 PM
= il Cattivo = --> (8)
Третьим будешь??? ;-)))

8= il Cattivo =10/30/2001 8:24:30 PM
Мужики, вы нашли друг друга! ;о)

7Рикки Мурк10/30/2001 6:24:26 PM
±MNNN Циничный Кот --> (6) имхо .. это продукт "коллективного бессознательного" .. включающего все формы получения информации .. начиная от копирования поведения .. и заканчивая телепередачами ..

вряд ли эти несчастные убогие тетки в детсадах и школах сознательно "ваяют по заказу крутых власть придержащих" .. скорее просто передают свою ментальную форму .. со всеми предрассудками .. страхами .. амбициями и предпочтниями ..


6±MNNN Циничный Кот10/30/2001 5:16:31 PM
Рикки Мурк --> (4)
"разве несмышленый ребенок может что-либо решить самостоятельно ???..."

Несмышленый, видимо, нет. Потому он и называется несмышленым. Однако момент, в который принимается решение, какую форму придать сему несмышленому созданию, весьма интересен - кто задает эту форму, как, и преследуя какие цели... И как это потом проявляется в личностных структурах уже взрослого человека.

5±MNNN Циничный Кот10/30/2001 5:10:05 PM
Barny --> (2)
Первое и последнее предупреждение. Будет повторяться в том же духе - закрою доступ нафих.

4Рикки Мурк10/30/2001 2:20:36 PM
±MNNN Циничный Кот --> (1) разве несмышленый ребенок может что-либо решить самостоятельно ?? .. только когда ему "сформируют личность" .. эта "личность" может осознанно трансформироваться далее .. в меру своих возможностей ..

если ничего не "отсекать" .. начисто лишив ребенка воспитания и образования .. получим забавного зверька :о)) .. который имеет только базовые инстинкты - питания .. самосохранения .. размножения ..


3Рикки Мурк10/30/2001 2:13:09 PM
"Демократия же, которую Байрон называл "аристократией негодяев", декларируя всеобщее и антиприродное равенство, развращает людей иллюзорной картиной бытия, непомерно раздувает их желания и лишает разумного смирения, которое заключается не в тупой покорности, а в трезвой оценке своих возможностей и умении соотносить их с желаниями" - В.Гитин. -


1±MNNN Циничный Кот10/29/2001 8:47:20 PM
Демократическое государство лишь де-юре строится на принципах уважения прав человека. Де-факто же эти права систематически и закономерно нарушаются. Причина в том, что главной ценностью в большинстве видов общественной практики и повседневной жизни является борьба - стремление получить односторонний выигрыш, как правило, в ущерб противоположной стороне. Данное противоречие успешно затушевывается применением скрытых методов борьбы, следовательно, и нарушения прав человека, таких, как вмешательство в процесс личностного развития, в процессы принятия решений.

Демократическое государство в том виде, как оно сложилось в большинстве развитых стран, больше тяготеет к манипуляции как ведущему типу межсубъектных отношений Именно к такому государству мы и движемся.

Практика так называемого педагогического воздействия в большинстве случаев тоже выглядит как подавление учащихся и манипулирование ими. Каждый мало-мальский знакомый с педагогической литературой навсегда запомнил штампы типа: "формирование познавательного интереса учащихся", "воспитание сознательного отношения к труду", "нравственное совершенствование воспитуемых" и десятки аналогичных, за которыми явно стоит претензия решать, каким должен быть тот, кого собираются "воспитывать" и "совершенствовать"…
...
…под образованием можно понимать процесс создания (порождения) человека в соответствии с каким-то образом. Этот процесс организуется специальными людьми, которых государство наделили правам ваятелей. Эти люди действуют так, как будто им известен образ, которому ребенок должен соответствовать. Как раз здесь и заключается проблема - откуда берется такой образ? Другими словами, необходимо выяснить, кто заказывает результат.

Заказчиком, как правило, выступает государство, которое спускает исполнителям "госстандарт". В этой стыдливой модели выпускника речь идет по преимуществу об инструментальных характеристиках человека и совсем мало - о личностных качествах. Что касается последних, то школьные работники уже привыкли улавливать неявный госзаказ на "личностную" продукцию. Неявный заказ государства с тоталитарным режимом к системе образования состоял в том, чтобы готовить граждан, способных подчиняться. Некоторые их них (около 15%) должны были при этом сами уметь приказывать, отдавать распоряжения; тех, кто со школьных лет подавал надежды стать такими, мы называли активистами. Неявный заказ демократического государства - воспитывать граждан, которыми удобно манипулировать. Часть из них должны ещё и сами уметь хорошо манипулировать людьми.

Таким образом, образование - обучение или воспитание - это род ваяния, когда художник, (а чаще просто ремесленник) для получения задуманного результата "отсекает все лишнее", оставляя лишь то, что соответствует замыслу заказчика. Заметим, однако, что почти никогда свой будущий образ не заказывают сами дети. Взрослые сами решают, каким быть детям - за них и без них.

Страницы: 0
Яндекс цитирования