На французском телевидении есть такая литературная передача "Позволь себе писАть" (шик!), где собираются все любители словесности. Если хорошенько вдуматься в эти три слова, то можно понять, почему один человек садится и с легкостью Моцарта сочиняет...(далее подставляем наши излюбленные формы прозы и поэзии), а другой и пары слов связать не может. Ответ очевиден: это от внутренней зажатости, зажима, элементарного неверия в себя.
А что если в один прекрасный (день, утро, вечер, ночь) просто-напросто ПОЗВОЛИТЬ себе писАть?
Отель УЖЕ пишет стихи, хокку, эссе, одностишья...
На этот раз попробуем сочинить СВОИ афоризмы .
КАК делается афоризм ? "Инструкцию" можно найти у известного литературоведа и педагога Владимира Бахмутского. В своей книге "В поисках утраченного" он раскрывает секрет французских моралистов: "Что же такое "мАксима"* , афоризм как жанр? Первая важнейшая особенность афоризма - способность жить вне контекста, выражать нечто вечно пребывающее, сохраняя при этом всю полноту своего смыслового содержания... При этом вечное и устойчивое мыслилось в классицизме как промежуток времени, изъятый из общего потока и словно бы заключенный в раму, как "остановленное мгновение", запечатлевающее жизнь в ее идеально прекрасном облике... Не менее важной особенностью афоризма является строгая отточенность стиля, способность в сжатой и изящной форме, в немногих словах сказать многое о многом... В основе афоризма у французских моралистов обычно лежит парадокс. Вот характерные примеры:
У Ларошфуко: "Наши добродетели - это чаще всего искуссно переряженные пороки".
У Паскаля: "Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками".
У Лабрюйера: "Женщины с легкостью лгут, говоря о своих чувствах, а мужчины с еще большей легкостью говорят правду".
Как известно, любая фраза, даже самая простая, может обладать множеством разных смыслов. Например, фраза "Я иду сегодня в театр" может означать, что именно я (а не моя жена, брат, сестра) иду (а не остаюсь дома) сегодня (а не завтра, не послезавтра) в театр (а не в кино, не в парк). Все зависит от контекста, в котором эта фраза произнесена. Контекст как бы подсказывает нам поясняющее "противослово", которое и придает фразе тот, а не другой смысл. Но в афоризме, который представляет законченное целое, противослово а) или само собой разумеется, и тогда афоризм превращается в тривиальное общее место типа "все люди смертны", б) или оно дается в самом тексте, как в приведенных выше примерах. Здесь это оправдано парадоксальным поворотом мысли, неожиданными отношениями, возникающими между словом и противословом. В афоризме Ларошфуко слово и противослово тождественны (добродетель равняется пороку), в афоризме Паскаля слово и противослово ("праведники" и "грешники") как бы меняются своими значениями, а у Лабрюйера словно бы уравнивается нравственная ценность правды и лжи..."
* "мАксима" - <лат. maxima - основное правило, принцип> - логический и этический принцип, выраженный в краткой формуле, правило, норма поведения.
Принцип ясен, как 2х2=4, и что Земля круглая. Но пока существует человечество, существуют и ПАРАДОКСЫ...
Темы для создания афоризмов - любые... Но если он будет посвящен ЛЮБВИ, не забудьте продублировать его в дискуссию "Love is... Любовь - это..." .
Эта даже не дискуссия - это ВАША проба пера, ВАШ черновик и записная книжка - в одном переплёте:)
Творите, пробуйте, дерзайте! Просто, ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ...
|