Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Дуэль. Размышления. Исторические факты.


Я, в общем-то, новичек в отельских дискуссиях. Но, побродив немного среди таких разных дискуссий, я с изумлением замечала, что женщины и именно ЖЕНЩИНЫ чаще всего рьяно отстаивают свою точку зрения, какого бы предмета дискуссия не касалась. И на ум пришла давно прочитанная в интернете статья Ирины Кудряшовой о женских дуэлях. Вероятно, многие читали эту статью.

И тут у меня возник вопрос: а за что могли бы вызвать соперницу на дуэль современные женщины? За оскорбление? За угрозу жизни? Или за любимого мужчину?

Сегодня я решила раздвинуть рамки чуть шире. Включим мужчин в наш скромный кружок? :-)


Тест статьи Ирины Кудряшовой "Дамы, скрестившие шпаги" приведен в 1-6 постах дискуссии.

Постстатейный комментарий Ирины Кудряшовой - пост 41.

История столетней давности о фабричных дуэлянтках в посте 31.

Рассказ Патриши о ее дуэли с начальницей - 32-40 посты.

Статья Михаила Шахова "Дуэль: Игры на выживание" - пост 43.

Любопытные исторические подробности об известных русских дуэлянтах, о правилах дуэлей и используемом оружии ищите в статьях Кирилла Тесемникова "Как застрелить обидчика "по науке" (посты 44, 46-52) и Ольги Вересовой "Барские замашки" (пост 53).


Создатель:
Тигресс





54Irren in Red11/26/2004 11:41:51 PM
Большое спасибо за интересные дуэлянтские факты!)

53Тигресс11/26/2004 11:08:14 PM
БАРСКИЕ ЗАМАШКИ

От фамильной чести до фамильного склепа

6 июня исполнилось 205 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Поэт родился в 1799 году, прожил тридцать семь лет и скончался от смертельной раны в 1837 году. Появление на свет Александра Сергеевича вряд ли было бы возможно, если бы не царствование Петра I, прорубившего окно в Европу. Парадоксально, но смерть поэта также неразрывно связана с пресловутым европейским окном. Именно отсюда в Россию просочилась «дуэльная зараза», которой в числе прочих дворян неизлечимо болел Пушкин и которая так непоправимо оборвала его жизнь.

УБИТОЕ ВРЕМЯ

Дуэль, как и все европейское, несмотря ни на какие инквизиторские меры Петра I (а он за дуэли высылал из страны и обещал вешать за ноги), достаточно быстро стала по-настоящему модной идеей. Однако, как и всякая европейская идея, она требовала привязки на местность и поправки на ветер. Безусловно, подобный (силовой) способ выяснения отношений не стал открытием для новых русских дворян: чего-чего, а драться на Руси всегда любили. Мериться богатырской силой, выходя на площадь для кулачного мордобоя, не гнушались даже боярские отпрыски. Однако, как ни крути, все эти субботние сходки на лобном месте были дракой ради драки или, в лучшем случае, способом доказать свою удаль. Что же до разрешения личных конфликтов, то здесь предпочитали пользоваться подлыми способами.

Не случайно первые дуэльные поединки в России правильнее было бы называть не дуэлью, а дуэльной резней. Не тем боком сел, прищурился по близорукости, ответил гнусаво по причине насморка, случайно задел шпагой или надел не ту шляпу — эти поводы для драки были ничуть не хуже других, и их смело использовали для вызова на поле. Раз дворянин, значит, нужно драться. Почему? — не вопрос: «Я дерусь потому, что я дерусь!» — бурчал сконфуженно литературный Портос, и ему вторили тысячи вполне реальных русских дворян. За один век Россия перевыполнила план по дуэлям на триста лет вперед. Семейные склепы были переполнены, но понятия человеческой индивидуальности и достоинства прижились-таки на русской почве. Дуэль воспринималась уже не как банальное средство выяснения отношений (в этом случае кулаком в глаз или табуреткой по голове — куда более эффективно), но как божий промысел. Если хотите, суд божий.

БОЛЬШАЯ КОРОЛЕВСКАЯ ОХОТА

Не скрою: был соблазн назвать дуэль «чисто мужским делом», приписав сильной половине российского дворянства благородную роль «донкихотствующих» рыцарей. Но парадокс в том, что дуэль в России своим существованием во многом обязана именно женщине. Царствующей, венценосной, сильной, волевой, властной, но все-таки женщине…

Екатерина II, не узаконивая, но и не чиня препятствий дуэлям, фактически оправдывала поединки чести. И, что самое удивительное, именно при ее участии получили свое развитие и стали культивироваться женские дуэли. (В пятнадцатилетнем возрасте она сама дралась на шпагах со своей сестрой).

С ее благословения русские придворные дамы дрались с упоением: только за 1765 год произошло 20 женских дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: «До первой крови!», а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

Вообще же женская дуэль славилась своей необыкновенной жестокостью (что, в общем, не удивительно — тот, кто видел дерущихся женщин, меня поймет): 80% женских дуэлей заканчивались смертью участницы (иногда даже обеих). Для сравнения: смертельный исход в мужских дуэлях наступал лишь в 40% схваток. Но, в любом случае, мужчин гибло куда больше, так как они дрались намного чаще женщин. Оно и понятно: слава дуэлянтки женщину скорее компрометирует (не баба, а конь с яйцами). Мужчина же, напротив, как голландский сыр, — «дырки» его только украшают.

Наверное, именно поэтому мужчины девятнадцатого века так увлеченно дырявили друг друга. А некоторые из них — в отсутствии войн и возможности реализовать свои ратные таланты — доводили умение делать дырки в противниках до полного профессионализма, постоянно искали повод вызвать на поединок, за что и заслужили звание бретеров (фр. bretteur — драчун, забияка).

Собственно, бретеров в России было не так уж много. Они «гастролировали» из столицы в столицу, из губернии в губернию. Были как минимум знакомы между собой и как максимум дружны. Многие, кстати, поначалу даже стрелялись друг с другом.

ЧТО ТАКОЕ ПРАХ И ПУХ

Известный киногерой как-то сказал, что жизнь в провинциальном городе начинается тогда, когда в него входят военные. Если принять это выражение за аксиому, веселее всех в пору первой половины XIX века жилось там, где стоял нижегородский драгунский полк. Знаменит он был тем, что служили в нем дуэлянты, коих сюда ссылали со всей России в неимоверном количестве в наказание за противозаконные поединки. Если бы тогда кому-нибудь из господ-офицеров драгунского полка пришла на ум идея конспектировать дуэльные истории своих сослуживцев, сегодня мы смело могли бы утверждать, по какому поводу дворяне дрались чаще. Но, к сожалению, дворяне писали реже, чем дрались.

Любовь, политика, мнение света, служба — любая из этих причин унесла одинаково много жизней юных ветреных плейбоев и стареющих светских львов. И каждый из них сделал этот выбор сам — формально причин для отказа от дуэли, даже несмотря на то, что она была вне закона, не существовало. Ограждены от вызова и последующего кровавого ритуала были разве что члены царской семьи. Впрочем, настоящего бретера подобное обстоятельство остановить не могло. А будущий декабрист кавалергард Михаил Лунин был настоящим.

Говаривали, что, если бы указательный палец правой руки Лунина стрелял, как дуэльный пистолет Лепажа (самая популярная марка дуэльного оружия в XIX веке), этот бретер перестрелял бы всех своих обидчиков. В реальности же большинство предпочитало мириться с Михаилом Сергеевичем и его вздорным характером. Предпочел помириться с ним и сам великий князь Константин. Как-то его брат Александр I настоял на том, чтобы Константин извинился перед кавалергардами за нанесенную обиду. Константин действительно принес извинения перед строем, но сделал это насмешливым тоном, а в заключение своей примирительной речи добавил, что готов дать сатисфакцию любому желающему, естественно, надеясь, что никто из кавалергардов не посягнет на жизнь царского брата. Тут-то из строя со словами: «Ваше Высочество, честь столь велика, что одного я только опасаюсь: никто из товарищей не согласится ее уступить мне» — и вышел Лунин. Правда, Лунину опять не повезло: брат царя предпочел отшутиться, сославшись на слишком молодой возраст кавалергарда.

Молодость, конечно, не являлась причиной для отказа. Случалось, что пятнадцатилетние мальчишки убивали на дуэлях опытных вояк. Единственным препятствием для дуэли являлось лишь сословное неравенство. Впрочем, изобретательный ум, которым, без сомнения, обладал граф Федор Толстой, мог найти выход из любой ситуации.

Очень досаждал Федору Ивановичу один мещанин. Вызвать его и подстрелить не представлялось никакой возможности, однако Толстой все-таки нашел способ отомстить за свою обиду. Заманил к себе в дом, поймал, связал руки-ноги и… вырвал зуб! Дырка вместо зуба вполне искупила все его обиды.

Кстати, эта выходка едва не довела его до Сибири. Правда, Толстой не первый раз за свою жизнь оказывался под следствием. Ведя бесконечные дуэли (ему приписывают одиннадцать дуэлей со смертельными исходами), он вечно сидел под арестом и выслуживался после очередного разжалования в рядовые. В свое время, неся службу на паруснике «Надежда» под командованием Ивана Крузенштерна, он настолько насолил команде и капитану, что Крузенштерну пришлось высадить Федора Ивановича на Алеутских островах. После возвращения оттуда Толстой за многочисленные татуировки, которыми украсили его алеуты, был прозван Американцем. Впрочем, как мы уже отмечали, таких дуэлянтов, как Толстой, Лунин, Якубович, Уваров и Гагарин (все они — известные бретеры), было немного. Их жизнь и сражения являлись скорее исключением из правил и где-то даже дискредитировали честные дуэли. Большинство же поединков чести — печальные, полные несбывшихся надежд истории о людях, пожертвовавших своей жизнью ради чести.

ПЯТНОВЫВОДИТЕЛЬ

Я сейчас не о средстве от пятен на одежде. Речь о запятнанной чести и о поединках, которые были способны смыть позор. Теперь их нет, как, собственно, для большинства нет в живых и понятия «честь». Есть теория — мертвый образ, но на практике мало кто из нас чувствует себя оскорбленным, редко кто добивается извинений. Так легче — сделать вид, что ничего не было. Так проще — верить в случайность или неосторожность. И не думать, не знать, не замечать. И ему — «грядущему хаму», о котором в свое время писал Мережковский, — тоже просто и легко: незачем вести себя как подобает из страха быть вызванным к барьеру. Прошло время права на поединок — пришло время средств от пятен на одежде.

Самый знаменитый любовный поединок

Юный гвардеец Владимир Новосельцев. Богат, умен, образован, талантлив. Блестящие родственные связи матери и собственная предрасположенность к военной службе гарантируют славную карьеру. Но… неосторожное обещание жениться на сестре друга Константина Чернова, обворожительной Катеньке Черновой, — и жизнь покатилась под откос. Мать запретила жениться, свет осудил, друг возненавидел. Стрелялись. Оба были смертельно ранены. Оба простили друг друга. Владимира оплакивала родня. Константина пришел хоронить весь светский Петербург.

Самый скандальный поединок

Александр Якубович — известный бретер, популярный секундант, краснобай и выдумщик. Больше рассказывал о себе, чем делал. Но рассказывал так упоительно, что слушали его с удовольствием. Особенно дамы. Впрочем, он действительно участвовал во многих дуэлях. В том числе и в знаменитой двойной дуэли (две пары стрелявшихся) из-за актрисы Истоминой, участником которой стал автор «Горе от ума» Александр Грибоедов. Однако оскандалился не этим: являясь членом одного из тайных обществ и участником восстания декабристов, Якубович пытался прямо на Сенатской площади, возомнив себя секундантом, помирить царя и революционно настроенных дворян. В результате был призираем и тем, и другими.

Несостоявшийся поединок

Князь Михаил Долгорукий. Фаворит Александра I, ожидавший скорого повышения по службе. Неизменный любимец светских женщин от Парижа до Москвы. Просил руки великой княжны Екатерины Павловны, которая благосклонно принимала его и отвечала взаимностью. В ожидании ответа рвался в бой и получил назначение на Або в Финляндию. По прибытии практически сразу предъявил свои права на командование вверенными генерал-лейтенанту Тучкову войсками. Тот ответил отказом. Князь Долгорукий наговорил дерзостей и вызвал Тучкова на дуэль. Тучков дал согласие драться на дуэли после боя. А пока они оба отправились в передовую цепь для участия в ближайшей атаке. Шведское ядро наповал убило Долгорукого. А через два дня пришло письмо от Александра I, где он сообщал о согласии императрицы-матери на брак с Екатериной.

Статья Ольги ВЕРЕСОВОЙ
Газета для школьников БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

52Тигресс11/26/2004 10:48:53 PM
Курьезы.

История знает немало примеров, когда поединки проводились по весьма странным правилам и не на «благородном» оружии. Так, в 1645 году в Лондоне состоялась дуэль в темном подвале на колунах. Закончилась она тем, что соперники, утомившись поднимать тяжеленные орудия труда, вынуждены были помириться.

Не менее экзотической была дуэль между двумя английскими офицерами в Индии. Англичане провели несколько часов в темной комнате, куда запустили очковую змею. В результате рептилия все-таки укусила одного из дуэлянтов.

Совсем уж странная дуэль чуть было не состоялась в России в период правления Екатерины II. Лейб-медик будущего императора Павла I вызвал на дуэль легендарного мистификатора графа Калиостро за то, что тот обозвал его шарлатаном. Пользуясь своим правом выбора оружия, граф выбрал пилюли, одна из которых содержала яд. Однако медик не стал гадать, какая из пилюль отравлена, и благоразумно отказался от такой «дуэли».

Во Франции происходили дуэли на бильярдных шарах, тростях, бритвах и даже распятиях. А в России как-то дрались на канделябрах. Один из дуэлянтов выбрал это «оружие», так как не умел ни фехтовать, ни стрелять из пистолета.

Экзотические дуэли происходили не только в цивилизованной Европе. Так, в середине XIX века один из этнографов описал дуэль, распространенную в племенах кордофанов (Восточный Судан). Противники брали в руки по плети, сделанной из кожи бегемота, и принимались стегать друг друга до тех пор, пока один из них не выпускал оружие из рук.

Нельзя не упомянуть о женских дуэлях. Здесь законодательницей мод выступала Франция. Самой знаменитой дуэлисткой считалась оперная певица Мопэн. Она брала уроки у лучшего в то время учителя фехтования и буквально терроризировала окружающих своим необузданным нравом. На одном из приемов Мопэн оскорбила знатную даму, а когда ей было предложено покинуть общество, поставила условие, что с нею уйдут и все недовольные ее поведением мужчины. Таковых нашлось трое, и всех их одного за другим оперная фурия заколола в поединках.

Одна из последних женских дуэлей, упоминание о которой осталось в исторических документах, состоялась в Оклахоме (США) в 1902 году. Дамы стрелялись на револьверах, но, сделав по три выстрела, ни разу не попали друг в друга. Тогда одна из дуэлянток, грубо нарушив правила, еще дважды выстрелила в соперницу и ранила ее. Интересно, что судьи, видимо, учитывая женскую эмоциональность, всего лишь оштрафовали нарушительницу дуэльного кодекса.

В наше время трудно понять психологию дуэлиста. Но, как ни странно, еще встречаются люди, способные выйти к барьеру. Есть свидетельства того, что в середине 90-х годов ХХ века двое интеллигентных людей выясняли отношения на старинных дуэльных пистолетах, и не где-нибудь, а на печально знаменитой Черной речке. Чем закончился поединок, неизвестно. Его участники, следуя дуэльному кодексу, хранят это в тайне.

Неудивительно, что страсть к дуэли способствовала появлению различных пособий по фехтованию.

В этих книгах содержатся инструкции и даются советы, как уцелеть в смертельно опасном поединке с противником. Вот, например, несколько советов мастера Бленджини:

1. При фехтовании шпагой требуется только прямой удар острием.

2. Необходимо работать на линиях высоких и низких.

3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают хороши, когда соединяют в себе владение шпагой, внимание, соображение, быстроту и точность.

4. Шпагой надо колоть, а не рубить.

5. Следить за всеми движениями шпаги противника.

6. Не атаковать защищенную линию, только открытую, так как удар по железу отражается даже без намерения противника, потому что рука его находится в оборонительном положении благодаря лишь положению кисти.

7. Не атаковать на расстоянии, на котором противник недосягаем.

8. Наносить удар в ту минуту, когда противник готовится к атаке.

9. Использовать двойные атаки.

10. Атаковать очень быстро.


Отрывок из статьи Кирилла Тесемникова "Как застрелить обидчика "по науке".

51Тигресс11/26/2004 10:47:36 PM
Дуэлисты.

Одним из самых известных дуэлистов в России был граф Федор Иванович Толстой, прозванный Американцем. Достоверно известно, что он убил на дуэлях одиннадцать человек, а сколько раз выходил к барьеру, узнать не представляется возможным. Однажды чуть было не состоялась дуэль между Толстым и Пушкиным.

Кстати, великий русский поэт слыл известным забиякой и неплохим стрелком. Пушкин даже ходил с тяжелой тростью, чтобы тренировать мышцы руки. Как говорил один из героев «Повестей Белкина», «пистолет требует ежедневного упражнения».

Свое отношение к поединкам чести Пушкин выразил следующим образом: «Дворянин не имеет права уклоняться от дуэли. И дворянин имеет неотъемлемое право на дуэль».

Современница поэта Екатерина Карамзина в одном из писем утверждала: «У Пушкина каждый день дуэли». А известный дуэлист Иван Липранди записал в своем дневнике: «Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным, как лед».

Репутация бретера закрепилась и за декабристом Михаилом Бестужевым. Его сестра утверждала: «Всегда почти прослышивалось, что где-нибудь была дуэль, и он был секундантом или участником».

Отрывок из статьи Кирилла Тесемникова "Как застрелить обидчика "по науке".


50Тигресс11/26/2004 10:46:58 PM
История одной дуэли.

В то время, когда в книжных магазинах Санкт-Петербурга появилось первое издание романа «Герой нашего времени», его автор находился на арсенальной гауптвахте. Наказан он был за участие в дуэли.

На балу 18 февраля 1840 года произошла ссора между Михаилом Лермонтовым и Эрнестом де Барантом, сыном атташе французского посольства в России. Последовавшая за этим дуэль весьма показательна, так как иллюстрирует «технологию» поединка чести в России середины XIX века. Причем современники не усматривали в ней ничего необычного – еще одна дуэль богатого на них века.

Причина дуэли классическая – ссора из-за женщины. По одним данным, ею была жена русского консула в Гамбурге Тереза фон Бахерахт, по другим – княгиня Мария Щербатова. В рапорте своему полковому командиру Лермонтов так изложил причины дуэли: «На бале г-н де Барант стал требовать у меня объяснения насчет (будто бы) мною сказанного. Я отвечал, что все ему передано несправедливо: но так как он был этим недоволен, то я прибавил, что дальнейшего объяснения давать ему не намерен. На колкий его ответ я возразил такою же колкостью, на что он сказал, что если б он находился в своем отечестве, то знал бы, как кончить дело. Тогда я отвечал, что в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, что мы не больше других позволяем себя оскорблять безнаказанно. Тогда он меня вызвал, и мы, условившись, расстались». В общем, как говорится, слово за слово.

Дуэль состоялась двумя днями позже за Черной речкой на Парголовской дороге. Вначале дрались на шпагах, но после того как Лермонтов был легко ранен в правый бок, а кончик его шпаги обломился, продолжили на пистолетах. Стрелялись по команде с двадцати шагов: на счет раз – приготовься, два – целься, три – стреляй. Секундант Лермонтова утверждал, что поэт не целился в де Баранта, а выстрелил с руки. После обмена выстрелами противники помирились.

Но история на этом не закончилась. Де Баранта и его секунданта власти не тронули, а вот Лермонтова сначала хотели лишить чинов, дворянского титула и разжаловать в рядовые, но в итоге он был переведен в Тенгинский пехотный полк, принимавший активное участие в боевых действиях на Кавказе. Секундант поэта некоторое время содержался под стражей, но потом был отпущен.

Секунданты в поединках чести играли не менее важную роль, чем сами дуэлянты. Именно они либо способствовали примирению сторон либо, наоборот, ожесточали противников, могли установить минимальную или максимальную дистанцию между барьерами. Одно время секунданты принимали участие в дуэлях вместе с главными действующими лицами, то есть сражались друг с другом наравне с дуэлянтами. Однако впоследствии такие поединки были повсеместно запрещены, о чем секунданты, скорее всего, ничуть не жалели.

На дуэли Лермонтова с Мартыновым дистанция была равна десяти шагам, это примерно семь метров. С такого расстояния даже не очень меткие стрелки, как правило, попадали в противника.

Европейский дуэльный кодекс требовал, чтобы дистанция между противниками была как минимум пятнадцать шагов. Обычно же стрелялись с двадцати пяти – тридцати пяти шагов. Поэтому летальных исходов в европейских поединках было мало, во всяком случае в XIX веке. Сохранились исторические документы, свидетельствующие, что с 1839 по 1848 год во Франции на дуэлях погибло шесть человек! И это в тот период, когда поединки происходили чуть ли не ежечасно.

Русскую дуэль от европейской отличала бескомпромиссность. Если на Западе дуэлянтов, как правило, удовлетворял обмен выстрелами с дальней дистанции или фехтование до первой крови, то в России целью дуэли было убийство противника.

Иногда дистанцию сокращали до шести шагов или стреляли «через платок». В последнем случае заряжался только один пистолет. Бросали жребий, противники выбирали оружие, брались за концы платка и по команде стреляли. Один, как правило, погибал.

Отрывок из статьи Кирилла Тесемникова "Как застрелить обидчика "по науке".



49Тигресс11/26/2004 10:46:01 PM
Поединок чести в России.

В России дуэль появилась в конце XVII – начале XVIII века при Петре I и сразу же была запрещена под страхом смертной казни. Живого дуэлянта вешали, мертвого подвешивали за ноги. В «Уставе воинском» петровской эпохи сказано: «Все вызовы, драки и поединки через сие наистрожайше запрещаются таким образом, чтобы никто, хотя б кто он ни был, высока или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хоть другой кто, словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден или раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызвать, ни же на поединок с ним на пистолетах или шпагах биться. Кто против сего учинит, всеконечно, как вызыватель, так кто и выйдет, иметь быть казнен, а именно, повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить».

Секунданты также подвергались в те времена смертельной опасности. Как и непосредственным участникам дуэли, им грозила виселица. Для представителей благородного сословия не было более позорной смерти, но даже такая перспектива не останавливала русских дворян. Дуэль в России стала столь же распространенным явлением, как и в Европе. Дрались преимущественно на пистолетах, реже – на шпагах или саблях, были единичные случаи, когда использовали ружья.

Отрывок из статьи Кирилла Тесемникова "Как застрелить обидчика "по науке".

48Тигресс11/26/2004 10:45:01 PM
Не царское дело.

Церковь и светская власть неоднократно запрещали дуэли, но дворяне продолжали азартно истреблять друг друга в поединках, постоянно совершенствуя оружие, технику и дуэльный кодекс. Монархи, налагавшие запрет на дуэли, часто сами не могли от нее отказаться, если вызов им бросало равное по положению лицо.

Долгое время на дуэлях дрались именно равные по социальному статусу лица на одинаковом оружии. Из-за разницы в сословном происхождении вызов на дуэль нередко отклонялся. Дворянин высокомерно игнорировал вызов лавочника. Офицер мог отказать тому, кто ниже его по званию. Прусский король Фридрих Вильгельм I, посчитав ниже своего достоинства принять вызов от некоего майора, выставил вместо себя офицера гвардии, который и защитил честь королевской семьи. Формально король был абсолютно прав, но его репутация все же пострадала.

Французский король Генрих II поначалу участвовал в дуэлях, однако впоследствии выступил против поединков, которые уничтожали лучших представителей дворянства – опору трона – почти так же неумолимо, как войны. Какой самодержец потерпит, что его подданные игнорируют закон! Ведь дворянин, согласно государственным устоям, должен отдавать свою жизнь за короля, а не защищая личные интересы. Тем не менее умер Генрих II не своей смертью, а скончался от раны, нанесенной ему графом Монтгомери на дуэли.

Увлечение поединками с применением холодного оружия достигло невиданного размаха в армии революционной Франции. И офицеры и рядовые постоянно выясняли отношения на дуэлях. Очень многие в силу сложившихся обстоятельств становились дуэлистами против воли. В своих воспоминаниях начальник тайной полиции Парижа г-н Видок писал: «Моя осанка, бодрый вид, умение ловко владеть оружием доставили мне привилегию быть немедленно зачисленным в егеря. Я ранил двух старых служак, вздумавших обидеться на мое назначение, и вскоре сам последовал за ними в госпиталь, будучи ранен их приятелем. Такое начало выставило меня на вид; многие находили удовольствие в том, чтобы наталкивать меня на ссоры, так что в полгода я успел убить двух человек и раз пятнадцать дрался на дуэли».

Если уж пехотный офицер за полгода принял участие в полутора десятках дуэлей, что же говорить о профессиональных мастерах клинка! Но, как правило, «поединщики» не афишировали свои дуэли по вполне понятным причинам – попасть в тюрьму, а тем более быть приговоренным к смерти никто не желал. Поэтому имен большинства заядлых бретеров мы никогда не узнаем.

Отрывок из статьи Кирилла Тесемникова "Как застрелить обидчика "по науке".

47Тигресс11/26/2004 10:44:12 PM
Ищите женщину!

Дуэль появилась в Европе на закате Средневековья. Есть несколько версий ее происхождения. Одни считают предшественниками дуэли судебные поединки, другие – рыцарские турниры, третьи – схватку отдельных воинов перед началом битвы. Скорее всего, дуэль произошла от файды – междоусобной войны феодалов в эпоху Средневековья. Решать спор, апеллируя к сюзерену, означало безоговорочно признать его власть над собой. И наоборот, способность самостоятельно разрешить конфликт свидетельствовала о силе и независимости.

Страсть к дуэли, как эпидемия, охватила Европу в XVI–XVIII веках. Поначалу дуэль была неотъемлемой частью жизни лишь благородного сословия, но со временем, в эпоху буржуазных революций, в подобных поединках стали участвовать и менее знатные люди.

Причиной дуэли почти всегда были оскорбление чести и достоинства или конфликт из-за женщины. Поводом могло послужить все что угодно: дерзкая эпиграмма, неудачная шутка, сплетня, прямое оскорбление или даже косой взгляд. В любом случае, речь не шла о разделе имущества или борьбе за сферу влияния. Дуэль – это поединок, где во главу угла поставлены вопросы чести, право дворянина самостоятельно решать свои проблемы без посредничества государства. Нередко разрешить спор можно было только с помощью оружия. Если же дворянин отклонял брошенный вызов, он становился в светском обществе изгоем, над ним насмехались, а то и презирали.

С распространением дуэлей резко возросла популярность фехтования как жизненно необходимого искусства наносить удары, не получая их в ответ от противника. Многочисленные преподаватели фехтования и даже профессиональные убийцы стали объединяться в организации со своими законами и специфической иерархией. Так возникли Братство святого Марка и Фехтовальное братство – объединение наемных убийц в Испании. Зачастую мастера клинка, странствующие по Европе, совмещали преподавание высокого искусства фехтования с «грязными» заработками на заказных дуэлях. Искусство фехтования ценилось весьма высоко.

Отрывок из статьи Кирилла Тесемникова "Как застрелить обидчика "по науке".

46Тигресс11/26/2004 10:05:51 PM
Оружие

Первоначально на дуэлях дрались холодным или, как его еще называют, белым оружием. Чаще всего это была шпага, позволявшая наносить и колющие, и рубящие удары. Разницы между боевым и дуэльным оружием долгое время не существовало. Для парирования и нанесения ударов также использовали небольшой щит – брокель, впоследствии вытесненный кинжалом для левой руки – дагой. В Испании вместо кинжала часто использовали плащ: его наматывали на левую руку для отвода клинка либо набрасывали на оружие или голову противника. Итальянская школа фехтования допускала применение захватов, толчков и подсечек.

К концу XVIII века наибольшую популярность приобретает французская школа фехтования, и дуэлянты постепенно отказываются от тяжелых шпаг и парного оружия – брокелей и даг. Французы отдали предпочтение более легким и гибким клинкам, что позволило увеличить скорость проведения приемов и сделало технику фехтования более изощренной. Молниеносный укол становится основным способом атаки. Дуэльная шпага весила около 500 граммов. Это как минимум в два раза меньше, чем вес боевого клинкового оружия.

На дуэлях дрались также кавалерийскими и пехотными шпагами и саблями. Такой поединок, как правило, заканчивался смертью одного из противников, поскольку ранения, наносимые таким оружием, были очень тяжелыми.

В начале XIX века появились целевые кремневые пистолеты. Они-то и стали излюбленным оружием дуэлистов. Калибр кремневых пистолетов был примерно таким же, как у современных охотничьих ружей – 12–17 миллиметров и более. Круглая свинцовая пуля, выпущенная с близкого расстояния, в случае попадания тяжело ранила дуэлянта, калечила или вовсе не оставляла шансов на выздоровление. Как известно, Пушкин скончался от ранения в живот, Лермонтову пуля пробила оба легких. Это самые печально известные дуэли в России. А ведь в начале XIX века в Российской Империи происходило ежегодно несколько тысяч поединков с подобным исходом.

Отличительными особенностями дуэльных пистолетов были более выверенный баланс и более тщательная обработка всех деталей, особенно канала ствола. Как несложно догадаться по названию, такие пистолеты изготовлялись парами. Хранилось парное дуэльное оружие вместе с необходимыми принадлежностями в изящно оформленных ящиках, изготовленных из дерева ценных пород. К пистолетам прилагались два шомпола, деревянный молоток, пороховница, пороховая мерка, отвертка, пулелейка, протравник для чистки затравочного отверстия, масло, запасные кремни и пакля для чистки.

Сегодня набор дуэльных пистолетов в хорошем состоянии, изготовленный, скажем, в XIX веке во Франции или Англии, стоит примерно столько же, сколько хороший автомобиль. В позапрошлом столетии в России за дуэльную пару платили от 100 до 500 рублей – деньги по тем временам немалые.

Отрывок из статьи Кирилла Тесемникова "Как застрелить обидчика "по науке"


45~wetLa~11/26/2004 10:56:23 AM
Тигресс --> (31)

А как она должна мне быть?:-)
Как я и сказала в своем посте - гадко.
А за мужчину соперничать - это еще и глупо. Не потому, что я - такая вся из себя волшебная. А потому, что таким образом невозможно решить эту проблему. А вот оттолкнуть любимого человека - запросто.

44Тигресс11/26/2004 8:33:22 AM
КАК ЗАСТРЕЛИТЬ ОБИДЧИКА «ПО НАУКЕ»

Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты. К их изготовлению привлекались опытные оружейные мастера. Пистолеты должны были иметь улучшенные технические характеристики и внешний вид.

Один из секундантов заряжал пистолеты в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с невзведенными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта. Распорядитель спрашивал дуэлянтов: «Готовы?» – и, получив утвердительный ответ, командовал: «К бою». По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: «Начинай» или: «Стрелять».

Вариантов дуэлей на пистолетах было несколько.

Неподвижная дуэль.
Вариант 1. Право первого выстрела определял жребий. Дуэльная дистанция составляла 15-30 шагов. Первый и каждый последующий выстрел должен был производиться в течение одной минуты, но обычно происходил через 3-10 секунд после начала отсчета. Отсчет секунд велся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка засчитывалась как совершенный выстрел.

Вариант 2. Право первого выстрела принадлежало оскорбленному. Условия дуэли – как в предыдущем случае, увеличивалась лишь дистанция – до 40 шагов.

Вариант 3. Стрельба по готовности. Право первого выстрела не устанавливалось. Дистанция стрельбы составляла 25 шагов. Противники стояли в установленных местах спиной друг к другу. По команде они поворачивались, взводили курки и начинали целиться. Каждый дуэлянт стрелял по готовности во временном интервале 60 секунд (или, по договоренности, от 3 до 10 секунд). Секундант-распорядитель производил отсчет секунд громким голосом. Произнеся «шестьдесят», он командовал: «Стой».

Вариант 4. Дуэль по сигналу. Дуэлянты, находясь на своих местах на расстоянии 25-30 шагов, стоя лицом друг к другу, должны были стрелять одновременно по условленному сигналу – хлопку в ладоши, производимому секундантом-распорядителем с интервалом в 2-3 секунды. По первому хлопку пистолеты опускались, по второму – дуэлянты целились и по третьему – стреляли.

С распространением дуэлей резко возросла популярность фехтования как жизненно необходимого искусства наносить удары, не получая их в ответ от противника. Многочисленные преподаватели фехтования и даже профессиональные убийцы стали объединяться в организации со своими законами и специфической иерархией. Так возникли Братство святого Марка и Фехтовальное братство – объединение наемных убийц в Испании. Зачастую мастера клинка, странствующие по Европе, совмещали преподавание высокого искусства фехтования с «грязными» заработками на заказных дуэлях. Искусство фехтования ценилось весьма высоко.

Подвижная дуэль.
Вариант 1. Прямолинейное сближение с остановками. Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами – не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях и стоя лицом друг к другу, противники получали пистолеты. Секунданты занимали места по обе стороны от барьеров. По команде секунданта-распорядителя взводились курки, дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом двигаясь от исходной точки к барьеру, они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший должен был оставаться на своем месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Раненый имел право стрелять лежа. В соответствии с правилами обмен выстрелами мог происходить до трех раз, после чего дуэль прекращалась.

Вариант 2. Усложненное сближение с остановками. Начальная дистанция до 50 шагов, барьеры в пределах 15-20 шагов. По команде противники взводили курки, движение навстречу друг другу происходило по прямой или зигзагом с амплитудой два шага. Дуэлянты могли стрелять на ходу или остановившись. Выстреливший должен был дождаться ответного выстрела, на который отводилось 10-30 секунд, не двигаясь с места. Раненому дуэлянту отводилось для выстрела вдвое больше времени.

Вариант 3. Встречно-параллельное сближение. Дуэлянты сближались, двигаясь по двум параллельным линиям, отстоящим друг от друга на 15 шагов. Секунданты занимали места на безопасном расстоянии по правую руку от противника. Заняв место, доставшееся по жребию, дуэлянты получали пистолеты, по команде взводили курок и начинали встречное движение по своим линиям (можно было оставаться на своем месте). Перед выстрелом нужно было остановиться, а после него – ждать ответного, стоя неподвижно 30 секунд.

КИРИЛЛ ТЕСЕМНИКОВ
Отрывок из статьи


43Тигресс11/25/2004 11:25:42 PM
ИЮНь --> (42)
Конечно, в кучу нельзя. Вот еще заметка на тему.

Выдумал и записал Михаил Шахов.

Дуэль: Игры на выживание.

Игры на выживание начинались вовсе не с "Последнего героя". Люди на протяжении веков пытались внести в свою жизнь элементы смертельного риска. Изнеженные римские патриции предпочитали стравливать на арене Колизея гладиаторов, средневековые рыцари устраивали турниры, русские мужики, купцы да бояре хаживали "стенка на стенку", скучающие декаденты начала XX века играли в русскую рулетку и делали революцию… Но апофеоза своего игра со смертью достигала в период расцвета дуэлей.
Давайте посмотрим на эту древнюю и кровавую игру в приложении ее к истории, тем более, что игра эта сама нередко определяла историю, ведь ставкой в ней всегда было нечто большее, чем жизнь. Главной ставкой в этой благородной игре была честь.

Европа: Как все начиналось?

Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада в середине XVII века, время же зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку. Именно тогда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Не смотря на запрет, именно в эту пору Д’Артаньян сотоварищи направо и налево разили своими шпагами врагов короля и оскорбителей чести.
Власти вообще почти всегда дуэли преследовали и порицали, особенно — власти Российские: на отечественной почве горячие головы и пьяные выходки провоцировали чрезмерно большое количество поединков и наносили значительный урон и без того немногочисленному образованному дворянству — столпу отечества, цвету нации.
Дворянство же, в свою очередь, упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести. Признавая право короля распоряжаться их жизнью и службой, оно отвергало право решать вопросы, связанные с честью и достоинством. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер. Известен случай, когда сам французский король Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V.
В Европе к дуэлям постепенно стали относиться более терпимо. Так, уже Фридрих Великий смотрел на дуэли в своей армии сквозь пальцы. Ко второй половине XIX века дуэли настолько укоренились, что на них приучились смотреть как на неизбежное зло, запреты повсеместно стали сниматься, в армии поединки даже были узаконены при посредстве судов офицерской чести. Законодательницей обычаев и правил дуэли всегда была Франция. В 1836 году граф де Шатовильяр впервые опубликовал дуэльный кодекс. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и суммировавший накопленный столетиями опыт ведения дуэлей. Его признавали за образец и в России.

Петр Первый: Вызовы, драки и поединки.

Считается, что первым поединком в России была дуэль в Москве между наемными иностранными офицерами: шотландцем Патриком Гордоном и англичанином майором Монтгомери, состоявшаяся в 1666 году. Какое-то время случаи дуэлей были едва ли не единичными, но царица Софья все равно решила оговорить запрет на поединки, включив его в свой Указ от 25 октября 1682 года — тот самый указ, который дозволял всем служилым людям Московского государства носить при себе личное оружие.
Позже число дуэлей в России начало быстро расти. Петр I, несмотря на свое пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступает в борьбу с дуэлями. "Уложение Шереметева" (1702 год) жестоко карает даже за вызов на дуэль — лишением чинов и частичной конфискацией имущества, а за обнажение оружия на поединке — смертной казнью всех участников дуэли, не исключая секундантов.
Еще более определенно оговаривается наказание за дуэль в изданном в качестве приложения к петровскому уставу "Артикуле воинском" 1715 года, в котором поединкам были посвящены две статьи. В первой из них говорилось: "Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен… то их и по смерти за ноги повесить".
Следующая статья оговаривала то же и насчет секундантов: "Ежели кто с кем поссорится и упросит секунданта, то и секунданта таким же образом наказать надлежит". Конечно, кары за поединок были выдержаны в типично петровском, беспощадно жестоком стиле. Вероятно, поэтому петровские узаконения против поединков, формально действовавшие до 1787 года, за все эти семьдесят лет ни разу не были применены. Само понятие чести в его европейском значении тогда еще не вошло в сознание русского дворянства, и дуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования — не в последнюю очередь из-за страха перед репрессиями со стороны государства: до 1762 года действовало зловещее "слово и дело".

Век золотой Екатерины: чужеземное насаждение.

Когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи вновь начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением. Д. И. Фонвизин в "Чистосердечном признании в делах и моих помышлениях" вспоминал, что его отец считал дуэль "делом противу совести" и поучал его: "Мы живем под законами, и стыдно, имея таковых священных защитников, каковы законы, разбираться самим на кулаках или на шпагах" — вот они, истоки гражданского общества в России!
В этой же связи нелишним будет вспомнить, как отчитывал Петра Гринева, героя пушкинской "Капитанской дочки", за поединок со Швабриным его отец Андрей Петрович Гринев в своем письме: "…собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам".
В 1787 году Екатерина Великая издала "Манифест о поединках". В нем дуэли назывались чужестранным насаждением; участники дуэли (в том числе и секунданты), окончившейся бескровно, карались денежным штрафом, а обидчику, "яко нарушителю мира и спокойствия", полагалась еще и пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления.
Екатерининский штраф — это не Петровское повешение за ноги; просвещенная монархиня, Екатерина Великая "чужеземному насаждению" дуэлей, пожалуй, потворствовала. И в таком отношении императрицы к поединкам угадывается один нюанс…

На правах легенды: Touche la famme.

Даже во времена, когда о феминизме и женском равноправии еще не было слышно вовсе ничего, женщины во многом шли наравне с мужчинами. Не отставали они и в удовлетворении своих амбиций в области защиты чести. Дуэли между женщинами случались и были едва ли не кровавей и изощренней мужских.
Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. Так, в хронике миланского женского монастыря Св.Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.
Самой легендарной женской дуэлью считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.
Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой…
Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.
Существует легенда о том, что в июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получила вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика. И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей.
Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток. Возможно, в личном дуэльном опыте императрицы кроются причины смягчения позиции власти по отношению к дуэлянтам; впрочем, официальная историческая наука ничего вообще о поведанном выше не рассказывает.

Александр III: дуэлям — быть!

Александр косвенно соприкоснулся с вопросами защиты чести в поединках еще в молодости. Князь П. А. Кропоткин, один из основоположников анархизма, в своих "Записках революционера" так рассказывает об этом случае:
Некий офицер был оскорблен Александром III в бытность его наследником престола. Находясь в неравном положении и не имея возможности вызвать на дуэль самого цесаревича, офицер послал ему записку с требованием письменного извинения, в противном случае угрожая самоубийством. Будь наследник более чутким, он бы извинился или сам дал удовлетворение человеку, не имевшему возможности вызвать его. Но он не сделал этого. По истечении 24 часов офицер в точности исполнил свое обещание и застрелился. Разгневанный Александр II резко отчитал сына и приказал ему сопровождать гроб офицера на похоронах.
В 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены. Приказ по военному ведомству № 118, так и озаглавленный: "Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде", состоял из нескольких пунктов. Первый из них устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров. Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка. При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке — обязательный к исполнению. Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка. Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения. Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части.
В дополнение к этому приказ по военному ведомству № 119 от 21 мая 1894 года обязывал суды общества офицеров "постановлять об удалении недостойных офицеров из части, если обнаружится, что офицер, защищая свою честь или давая удовлетворение оскорбленному, не проявил при этом истинного чувства чести и личного достоинства, а обнаруживал старание соблюсти лишь одну форму".

Под красной звездой.

На первых этапах становления Советской Армии — тогда еще РККА, и вплоть до Великой Отечественной войны офицерский корпус, в значительной своей части состоявший из бывших офицеров армии царской, дуэли, очевидно, практиковал. Однако значимых исторических фактов на этот счет не сохранилось: естественно, что такие дуэли должны были рассматриваться советским законодательством как умышленные убийства, а дуэли при участии высоких офицерских чинов неизбежно приобретали политическую окраску. Так что единственной советской дуэлью, сохранившейся в массовом сознании, является воздушная дуэль аса Титоренко из кинофильма "В бой идут одни старики".
Как вы помните, он в лучших рыцарских традициях написал вызов на дуэль ("Выходи драться один на один"), оговорил джентльменские условия дуэли ("на взлете бить не буду") и оформил этот вызов едва ли не классически: в европейских традициях было кидать вызываемому перчатку в лицо, Титоренко отправил свой вызов адресату засунутым в сапог.
Летчики-асы из дивизии "Бубновый Туз" Вермахта в начале войны действительно устраивали своего рода рыцарские поединки с наиболее знаменитыми пилотами противника, в том числе и с советскими асами. Однако практиковались такие поединки только до тех пор, пока немцы имели тотальное преимущество в воздухе. Когда преимущество это было утеряно, всякое рыцарство навсегда ушло из военного дела. К середине Второй Мировой благородная и кровавая забава смертельных поединков окончательно канула в Лету.

Человек! Счет!

На 40-е и 50-е годы 19 века падает расцвет, своеобразный культ дуэлей в России. Помимо исторических поединков Пушкина с бароном Геккерн-Дантесом (1837 год), Лермонтова с бароном де Барантом (1840 год) и с Мартыновым (1841 год), в эти годы в России было множество других дуэлей. Здесь и схватка поэта-декабриста Рылеева с князем Шаховским (1824 год) и Новосильцева с Черновым (1825 год), закончившаяся смертью обоих, и Беклемишева с Неклюдовым.
Необычайно интересны данные, собранные генералом Микулиным о дуэлях с 1894 по 1910 годы. В них участвовало: генералов — 4; штаб-офицеров — 14; капитанов и штабс-капитанов — 187; поручиков, подпоручиков и прапорщиков — 367; гражданских лиц — 72. Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 — на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 75% случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 — по две, в 12 — по три, в одной — по четыре и в одной — по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до… трех лет, но чаще всего — от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести).
Хорошо это или плохо, но эпоха дуэлей в России давно закончилась. Много дорогих отечеству жизней унесла она с собой, но, может быть, дуэлям мы обязаны в какой-то мере и благородными традициями Российского дворянства.

(с) Михаил Шахов.


42ИЮНь11/25/2004 4:31:35 AM
Тигресс, Patrisia: Дамы! Давайте разберёмся? О чём идёт речь? Дуэли, драки, соперничество? Ведь всё это разные вещи.
Конфликт интересов - обычнейшее явление, и - самый общий случай, включающий в себя ВСЕ нижеперечисленные случаи.
Есть и вполне безобидные варианты, спортивные соревнования, например? Теннис, фехтование, дзюдо - разве это не похоже на ваши дуэли?
Особ-статья - производственные конфликты... Однако, ни - чисто женскими, ни - решаемыми дракой - вы их не назовёте?
Быт... Да, тут драк хватает. Однако и здесь - дуэль - экзотика. Такая же экзотика, как обливание соперницы (неверного мужа/любовника) кислотой. Было такое (очень распространённое) поветрие в конце 19-го, начале 20-го веков.
Далее. Я уже отмечал, что способов разрешения конфликтов очень много, и надо различать бытовую драку (убийство) и - именно - дуэль. Скажем - трахнуть скалкой по башке можно как соседку по кухне, так и собственного мужа, НО, покажите мне ту сумасшедшую, которая этого мужа на дуэль вызовет? ;-))~

Нельзя же ВСЁ - в одну кучу?

41Тигресс11/25/2004 1:27:56 AM
После недолгих поисков, я обнаружила в интернете любопытные комментарии Ирины Кудряшевой, автора статьи "Дамы, скрестившие шпаги":

Тема не закрыта....
После публикации моего материала о женских дуэлях мне стали приходить письма, сам факт которых говорил о том, что эта тема интересна для не малого количества людей. К сожалению, большая часть корреспонденции было не от женщин, для которых и создавалась эта статья (почему и зачем чуть ниже), а от сильной половины. Интерес мужчин к этой статье, по моему мнению, лежит в черте сексуальных потребностей. Это мнение поддерживают сайты, где достаточно широко освещается "темные" стороны женской жизни - как дамы выясняют отношения. С помощью ссылок, которые мне присылали я неплохо, как мне кажется, ознакомилась с этой областью мужского сексизма и, признаюсь, нашла кое-что интересное. Одна из составляющих это "кое-что" и легло в основание моего следующего материала.
В силу того, что даже меня, автора, данный продукт некоторых исследований несколько оглоушивает, я предлагаю читательницам (именно читательницам) некоторое введение.

Лет пять назад мне довелось посмотреть один итальянский костюмированный фильм "Женщина и любовник". Сюжет его примерно таков. Одна сеньора обзавелась любовником, который одновременно посещал другую даму. Все бы ничего, если бы обе женщины не принадлежали двум враждующим семействам. Когда сеньоры узнают о существовании друг друга по отношению к одному мужчине, их ярости нет предела. Обе подсылают к сопернице наемных убийц, пытаются отравить друг друга посредством подкупа кухарок, распускают гнусные слухи, но все усилия не привели к результату. В итоге, главная героиня получает от своей соперницы приглашение встретится, и "побеседовать на языке шпаг". В общем, произошла дуэль, в ходе которой героиня убивает противницу... Сцена поединка двух сеньор очень увлекла меня и я, в начале движимая любопытством, принялась изучать факты дамских дуэлей. Результаты изучения заставили меня задуматься о природе женской воинственности по отношению к себе подобной. Даже обычную потасовку между девушками я стала воспринимать иначе, более осмысленно. Как говорится: "Если женщины дерутся, значит им это нужно". Свой трактат я решилась опубликовать с одной целью - меня стал волновать вопрос, а как другие женщины воспринимают факт вооруженных поединков. До принятия решения об обнародовании статьи было не мало споров до хрипоты между мной и моими подругами, которые, в конце концов, поделились на два лагеря. Первые утверждали, что все можно решить разговорами или, в крайнем случае, тасканием за волосы, вторые заявляли, что дуэль это благородней и чище. Споры эти до сих пор не утихли...

Предостережение. То, что вы прочтете дальше, может многих шокировать. Но я надеюсь, что этот шок сможет дать пищу для размышлений и обсуждений. Крепитесь, подруги...

Девочки ссорятся - мамы дерутся. Начну все со своей истории. Моя мама была одиночкой, т.е. растила меня одна. Жили мы с ней в общежитие, деля комнату с такой же матерью-одиночкой и ее дочерью, моей ровесницей. Соседствовали три года в мире, пока... Нам с Олей тогда было по пять лет. Как-то вечером что-то мы с ней не поделили и принялись мутузить друг друга куклами. Наши мамы до этого мирно беседовавшие подскочили к нам и принялись разнимать. Во время этого процесса моя мама сказала что-то нелестное в адрес моей визави. Это послужило началом склоки...

Наши матери ругались злобно время от времени пихаясь руками. В конце концов, слова кончились, и началась драка. Сцепившись, они, падая, чуть не придавили нас с Олей, которые все это время сидели на полу и молча наблюдали перепалку. Это вывело нас из неподвижного состояния, и мы расползясь по разным углам комнаты испугано наблюдали за сражением своих мам. Сейчас мне трудно сказать, какие эмоции и чувства тогда во мне преобладали. Испуг, страх, волнение за маму и даже азарт болельщика - все это присутствовало во мне наверняка. Драка продолжалась недолго. Как потом говорила мать, минуты две, не больше, мне же тогда показалась, что этот кошмар длился не меньше получаса. Расцепившись, наши мамы молча покинули комнату, оставив главных виновниц скандала одних. Вот именно в этот момент во мне родилась ненависть к Оле, а в ней ко мне. Дня два наши мамы не разговаривали друг с другом, мы, подражая им, то же молчали

На третий день разразилась битва. С утра моя и Олина мама начали переругиваться. Переругивались мимоходом, но все больше распаляясь. В итоге они сильно разругались, и дело запахло выдиранием волос. Но в этот раз они решили оградить нас от неприятного зрелища и вывели меня с Олей в коридор. Но я и помню, что упиралась т.к. хотела посмотреть, как моя мама побьет свою противницу. В коридоре я и Оля напряженно вслушивались в беседу наших мам, которая проходила на очень повышенных тонах. Сознаюсь, я ждала начала схватки, их ругань мне была неинтересна. Судя по всему этого, ждала и Оля. Шум начавшейся драки заставил нас напрячься, каждая по звукам пыталась определить, чья берет. Моя мама побьет твою! вдруг услышала я от Оли. Нет - оскорбившись, закричала я - моя мама победит! Между нами завязался диспут, чья мама сильнее. Потихоньку диспут перешел в драку. На следующий день мы с мамой съехали в другое общежитие.

20 лет спустя мне удалось разыскать свою противницу детства. Я созвонилась с ней и мы договорились о встрече для обсуждения дел давно минувших дней. Сейчас Оля работает инструктором в секции шейпинга, что сказалось на ее внешности - она просто не отразима.

- Оля, приходится ли тебе вспоминать о тех событиях, которые развернулись два десятка лет назад?

- Само собой. Драка наших мам долго преследовала меня в снах. Для меня это было вроде кошмара. А вот наши с тобой стычки как-то стерлись из памяти. Конечно, наша потасовка в коридоре памятна мне, но она не разрывно связана с тем, что творилось в комнате.

- Как ты думаешь могло бы быть все иначе? Без рукоприкладства?

- Конечно! Я до сих пор не могу понять, с чего вдруг они принялись драться. Это было совсем не логично. Потом я спрашивала мать из-за чего была драка, а она все время пыталась уйти от ответа рассуждая о стрессах, усталости и т.п. Меня это никак не удовлетворяло.

- Я, кстати, то же интересовалась у своей матери о причине подтолкнувшей ее к этому. Она сказала: "Знаешь, я сама иногда думаю, что зря мы тогда так, но что было, то было...".

Наша беседа продолжалась долго, но на битве наших мам, не смотря на то, что она была поводом для встрече, мы как то не могли сконцентрироваться. Может это и к лучшему...

В дополнение - несколько высказываний женщин, которых эта тема заинтересовала:

Ольга, 29 лет, хореограф. "У меня в детстве была похожая ситуация: моя мама подралась с другой женщиной из-за моей ссоры с ее дочкой. Отличие только в том, что драка была скоротечной и без последствий. Наши мамы быстро успокоились, а мы помирились. Сейчас я это вспоминаю как анекдот."

Елена, 45 лет, журналист. "Я бы так не поступила. Зачем моей дочери видеть всю эту грязь? Впрочем, такой ситуации в моей жизни не было, да и не могло быть. Это дикость какая-то - драться женщинам да еще в присутствии своих детей!"

Вера, 30 лет, рекламный агент. "Касаемо этой темы - она мне близка, потому что я тоже мама, также моей дочке пять лет и та ситуация, которая описывается в данном случае просто шокирует. Но, к сожалению, она стала рядовой в наше время, в наше жестокое время. Это очень печально, что эти девочки видели решение конфликтной ситуации с применением силы. Цивилизация развивается и хватит воевать - девочки должны видеть другой пример. Именно девочки, потому что они будущие хозяйки, матери и от них зависит будущее."

Аниса, 40 лет, методист. "Детям свойственно ссорится и свойственно забывать обиды. Поэтому усугублять конфликт, если дети поссорились не стоит, они сами разберутся. Можно дать какую-то оценку: в этом случае ты была не права, в данном она была не права, но ничего страшного не произошло. Не надо раздувать страсти. А уж такая ситуация, когда из-за ругани дочерей матери в драку вступили это совершенная дикость. Это просто не допустимо!"

(с) Ирина Кудряшова
Источник
Женский клуб ВЕСТА
http://www.inkar.ru/~marwesta/duel.htm


40Patrisia11/25/2004 1:17:23 AM
Тигресс --> (39) Дык.....скушно же, блин, муть всякую слушать, к делу не относящуюся! На совещании-то.... В первый раз от нечего делать, а потом в качестве моральной компенсации уже:))

39Тигресс11/25/2004 1:15:12 AM
Patrisia --> (38)
Зачем же ты вела этот секретный счет, если никогда его не обнародовала?? Признайся! делилась с подругами!

38Patrisia11/25/2004 1:13:35 AM
Тигресс --> (36) Иногда, правда, развлекалась потихоньку - на совещаниях сидела, записывала в блокнотик сколько раз она скажет фразы "я, как генеральный директор", или "на данный момент".....но я ж не обнародовала эти данные и никому о них не говорила! Хотя если говорить о частоте употребления этих фраз за одну минуту, то многие психиатры очень бы многое отдали за эти сведения.... Так вот, моя бедная дуэлянтка чего-то страшное про эти записи думала, наверное, раз начинала сильно нервничать, когда я медленно этот свой блокнотик начинала доставать:) Да ещё иногда на тех же совещаниях задавала ей (страшно вежливо) какой-нибудь вопрос, разумеется, по работе, на который она никогда не могла ответить. Вот и всё моё страшное коварство, собственно....;-)

37Patrisia11/25/2004 1:06:57 AM
Тигресс --> (36) С моей точки зрения - никаких;-) Просто приняла вызов к войне и бросила её в работе на произвол судьбы.....а она это как гадость восприняла. Не знаю даже, почему.....:))))

36Тигресс11/25/2004 1:01:12 AM
Patrisia --> (35)
Ну, уж рассказывай теперь до конца! Какие гадости ты ей устроила за эти самые полгода? И какие она тебе?

35Patrisia11/25/2004 12:58:35 AM
Тигресс --> (34) Да чего там, всё банально.....случилась в моей жизни начальница, которая ничего не соображала в работе, которая взъелась на меня за то, что я соображала (чего, глупая голова, взъелась, я была с ней готова поделиться опытом), мы сней попикировались с полгода.....потом я ушла и открыла своё дело. За что ей благодарна безмерно, а то сидеть бы мне там не знамо сколько, в этой фирме.....а её наш с ней общий начальник вытурил с работы за профнепригодность во-первых и за отток самых прибыльных сотрудников во-вторых.....усё, вся дуЕль....но офис следил с большим интересом все эти полгода за нашей пикировкой.....

34Тигресс11/25/2004 12:47:19 AM
Patrisia --> (32)
Ой! Патриша! Давай-ка по-подробней про поетрю работы и новую жизнь! Плииззз!!!

33Patrisia11/25/2004 12:46:32 AM
Patrisia --> (32)Только соперничество было не из-за мужчины, разумеется (хотела бы я на такого мужчину взглянуть), а из-за работы.

32Patrisia11/25/2004 12:43:52 AM
Тигресс --> (31) Просто ужас, а не дуэль.....словесная куда, как бескровней;-) Хотя последствия тоже разными могут быть......результатом одной из таких моих дуэлей было потеря работы моей соперницы и началом совершенно новой жизни у меня...:))

31Тигресс11/25/2004 12:36:14 AM
~wetLa~ --> (17)
А как вам такая история:

Разные разности столетней давности
Женская дуэль

Две фабричные девушки - Мария Чунилкова и Екатерина Зубенко, проживающие в Одессе с малых лет, были подругами. Они всегда были вместе - одна без другой никуда не ходила.
Но вот появился некий Валентин С., и бывшие неразлучные подружки сделались лютыми врагами. Каждая из них старалась завладеть Валентином. Молодому же человеку девушки нравились в одинаковой мере.
Ревность подруг с каждым днем усиливалась, и кончилось дело тем, что однажды Мария сказала подруге:
- Знаешь, я вызываю тебя на дуэль! Кто кого победит, тот явится женою Вали! Согласна?
Та согласилась.
На конец февраля был назначен день дуэли. Наступили сумерки, когда Мария Чунилкова, запасшись длинным, только что отточенным ножом, медленно направилась к дому соперницы. С заплаканным лицом Мария переступила порог комнаты своей бывшей подруги. Бледная как полотно Екатерина Зубенко обхватила голову руками и зарыдала.
- Будем жить, как жили...
- Нет! - стойко крикнула Чунилкова. - Трусишь, а?
Екатерине ничего не оставалось, как принять вызов.
Началась дуэль.
Зубенко уронила нож на пол. Мария с остервенением ринулась на соперницу. Кровь брызнула фонтаном из ран на горле, груди и животе Екатерины. Она лишилась сознания.
Мария, вся окровавленная, размахивая ножом, выбежала во двор.
- Я победительница! - кричала она.
В квартиру Зубенко сбежались соседи. Умирающую девушку увезли в больницу, а Чунилкову - в участок.
- Теперь он мой! - не переставала повторять убийца, сама близкая к помешательству.
"Камско-Волжская речь", 1912 г.

Опубликовано
"Республика Татарстан" № 50-51 (24866-24867) 14 марта 2003, пятница

Источник
http://www.rt-online.ru/numbers/intresting/?ID=7942&forprint



30Patrisia11/25/2004 12:11:58 AM
Patrisia --> (29) Но я вот тут подумала - вряд ли я за саблю взялась бы......:))

Страницы: 0 1 2
Яндекс цитирования