Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Электронный дайджест (закрывается)


теперь материалы газеты доступны на узле WWW.NADNE.RU


Создатель:
= il Cattivo =





17= il Cattivo =3/19/2001 9:20:18 AM
В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ В СЕТИ РЕСУРСА WWW.NADNE.RU данная диска будет скоро закрыта.

16= il Cattivo =1/5/2001 11:33:59 AM
Какие мы?

ЗА РОДИНУ, ЗА ЛЕНИНА

Писатель Александр Пятигорский, где-то рассказывал, что для британцев характерно крайне строгое отношение к собственному прошлому, содержание которого не сверяется (как ни странно) с конъюнктурой дня текущего и остаётся в этом смысле неизменным.

Например - цитирую приблизительно - англичанин может легко сказать о своём давнем знакомом, осуждённом за зверские убийства: "О, Томми был славный малый…". И это будет означать, что Томми был славный малый, таким и запомнился. Что произошло с ним потом, - когда он сделал то, что сделал, - отдельный разговор. Пятигорский добавляет, что для нас, для русских, характерно обратное - при такого род азнакомца мы обязательно будем морщить лоб и говорить друг другу: "А всё-таки уже тогда в нём что-то было…".

Наблюдение Пятигорского, конечно, мифогенно: ни этой Англии, ни этого Томми не существует. Но какое дело до этого нам, с нашей-то тягой к совершенству?

Война с собственным прошлым давно уже носит в России массовый характер. Со времён большевистской революции у нас не утихает психотический историцистский бум. Сначала, в соответствии с левореволюционным проектом, историю "написали заново" большевики. Потом её (и заодно самих большевиков) переписал дотошный Сталин, любивший точность. Со всё меньшими коррективами так продолжалось до перестройки, когда страсть к очередному палимпсесту вспыхнула с новой, невиданной силой. Если раньше единственным законным летописцем была Власть, то с 1985 года в переписчики бросилось, отпихивая друг друга, сразу несколько общественных движений. Их печальное отличие от утопических, марксистско-модернистских фэнтези, опубликованных Советами, заключается в преобладании консервативно-реваншистских настроений. А поскольку - реваншизм как таковой - это в сущности неосмысленная, преимущественно алергическая реакция на чрезмерность (и непереваренность) проглоченного Вчера, - неудивительно, что его адепты генетически страдают исторической близорукостью и общей интеллектуальной беспомощностью.

Сказанное относится к современным монархистам с риторикой официоза столетней давности; к коммунистам, не достигающим в своём подражании коммунистам прошлого даже пародийного, отмеченного ещё Марксом "фарсового" эффекта; актуален этот диагноз и в отношении наших либералов с непременной антикоммунистической составляющей их буржуазного пафоса.

Импульсом к написанию этого текста явилось недавнее требование г-на Чубайса, поддержанное щатем, как водится, фракцией СПС, "вынести с Красной площади труп Ленина". Высшего образования не хватило просвещённому олигарху, чтобы распознать в Мавзолее уникальный исторический памятник. Даже в мумифицированном виде вождь мирового пролетариата для отечественных либералов по-прежнему живее всех живых: чуть ли не личный враг, народный палач, немецкий шпион … Кто угодно, только не тот, кем является Ленин вне зависимости от их (и чьих угодно иных) политических убеждений - одной из крупнейших фигур двадцатого века …

За вычетом христианско-спиритуалистического пожелания "предать земле тело" (его мы не будем обсуждать) вся аргументация в пользу погребения Ильича легко редуцируется в следующей формулировке: Мавзолей был символом Советской власти, символом Коммунизма, и потому - если нынешняя власть хочет дистанцироваться от курса её предшественников, курса КПСС - она обязана захоронить Ленина и вообще как-то разобраться в том, что делает на Красной площади это низенькое здание, именуемое "Мавзолей".

Чего здесь больше: мистицизма или казуистики? Если мистицизма, то может быть, нам ещё следует разобраться с Лобным местом на той же площади (тоже символом известно чего), а заодно и с самим Кремлём? Никакой мемориал не выдержит точно обрушенной на него критики с позиции пресловутой политической корректности (или, что почти одно и то же, мистического символизма). Похоже, высокообразованные демократы и впрямь говорят на одном языке с малограмотными красными.

В тексте "Русская разборка" ("Цыганский роман", СПб, 2000) Андрей Левкин пишет, что его родная Рига стала пустым, мёртвым городом - настолько тщательно в ней вымараны следы тех, кто когда-то Ригу основал и строил: немцев, шведов, теперь вот и русских. Левкину , конечно, можно возразить, что локус, из которого изъяли характеризующий его знак, семантически ничего не теряет, а даже выигрывает, усложняется. По принципу "Дома, который построил Джек", из места "куда однажды водрузили памятник", оно становится местом "куда однажды водрузили памятник, который однажды снесли". Вот только сам возражающий пройдёт мимо него, не задержавшись. Кому от этого хуже - другой вопрос.

Между тем, в России уже подросло поколение, которому Николай II и Ленин одинаково дороги или безразличны …

Евгений МАЙЗЕЛЬ
Мюнстер, СССС

(№1 (102) 1-15 января 2001)


14= il Cattivo =12/27/2000 9:41:17 AM
ПЯТЬ ЛЕТ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ.

Сегодня художественное объединение петербургских фотографов "ФотоImage" известно самой широкой публике. А пользующийся популярностью, как среди любителей искусства, так и в среде профессионалов, "Осенний фотомарафон" проходит под эгидой этой творческой инициативы, которая отметила в уходящем году своё пятилетие.


Датой основания творческого объединения "Фотоpostscriptum place" считается август 1993 года. Тогда в Русском музее открылась выставка Андрея Чежина "Я - объектив". И хотя "place" (места), как такового, ещё не было, фотоискусство на самом высоком уровне получает статус жанра, достойного быть представленным как самостоятельное художественное явление, а прогрессивные фотохудожники Питера имеют с тех пор некий центр, способный аккумулировать усилия тех, кто видит в фотографии нечно большее, чем фиксацию действительности.

В 1995 году официально открывается небольшая галерея на Пушкинской, 10, время наиболее активной работы которой - 1994 - 1996 годы - связано, в основном, с деятельностью Дмитрия Виленского, Дмитрия Пиликина, Андрея Чежина, Алексея Титаренко и Игоря Лебедева. Впервые в Петербурге появилась фотогалерея, вседущая непрерывную работу - одна за другой следовали фотовыставки, в процесс вовлекались новые люди, было проведено даже несколько занятий с молодёжью. Именно здесь многие впервые услышали имена Сюзен Зонтаг, Ролана Барта, Джона Жарковского и усвоили ключевое понятие "новой петербургской фотографии" - "фотоархеология".

Ярким лидером нового явления стал Дмитрий Виленский. Во многом благодаря ему в выставочной практике галереи идея качественного художественного проекта стала првалировать над идеей хорошо сделанной фотографии.

Уже в предшествующих "ФотоImаge" объединениях "Так" и "Фотоpostscriptum place" обозначились черты новой идеологии, резко расходящейся с манерой мастеров старейшего профессионального фотографического сообщества, оплотом которого был клуб "Зеркало". Создание "ФотоImаge" не только обозначило приход нового поколения в фотографию, но было обусловлено закономерным ходом развития фотоискусства, раскрывающего для себя новые понятия и приёмы.

Со временем "ФотоImаge" заявил о себе как единственной институции, способной на должном уровне представлять современную фотографию в нашем городе. Всё это лишь на первый взгляд было резким изменением, сломом традиции. Собственно петербургской традиции к тому времени не существовало. Новая идея, задавая направление поисков для фотографов, , фактически традицию и создала. Концепция взаимодействия фотографии и памяти, заимствованная из статей авторитетных западных культурологов, именно в Петербурге превратилась в движущую силу фотоавангарда.

Основной засулгой "ФотоImаge" следует считать то, что с фотографии была снята почётная обязанность служить "зеркалом". "Искусство", заключающееся в соблюдении жанра и выстраивании композиции, не то что бы исчерпало себя, но уже не соответствовало актуальным веяниям времени.

Отныне фотография занимается саморефлексией, делая содержанием изображения сам процесс его возникновения. Эта касается и старой, "архивной" фотографии, с которй активно работают современные фотографы. С этой точки зрения для художника одинаково интересны как профессиональные, так и любительские фотографии: образ ВРЕМЕНИ одинаково сильно может запечатлеться и в тех и в других.

Как все идеологемы современного искусства, основная концепция "ФотоImаge" может показаться слишком отвлечённой и искусственной, но с точки зрения этики это, быть может, одна из самых гуманных современных арт-технологий, так как напрямую обращена к чувственному опыту человека.

Сегодня Дмитрий Пиликин, Андрей Чежин, Игорь Лебедев - три кита "ФотоImаge" - продолжают работать с фотографией как таковой, каждый по своему преломляя тему времени.

Игорь Лебедев включает его в свои фотообразы, стилизуя историческую фактуру, смещая акценты на процесс восприятия, заставляя должным образом работать память зрителя.

Андрей Чежин, способный виртуозно выстраивать "серии" на любом геометрическом повторении-смещении, превращает время в безвременье. Он играет со старой фотографией холодно и расчётливо, как он играет и с натурой, фиксируя фактуру классического Петербурга, сам миф о Вечном городе.

Дмитрий Пиликин, с профессиональным чутьём ориентируясь в нюансах европейской арт-политики, продуцирует наиболее интересные проекты, продвигая на художественную сцену Петербурга талантливую молодёжь.

Андрей КУДРЯШОВ
Василий ГУСАК

(16-31 декабря 2000 №24(101))


13= il Cattivo =12/27/2000 9:27:45 AM
МУЗЫКА, ДАТИРОВАННАЯ ТРЕМЯ НУЛЯМИ.

Накануне нового века (или, по мненияю других, спустя год после его начала) хочется отметить замечательные события в виде музыкальных релизов настоящих творческих мастеров.


В музыкальной жизни переход из века в век отмечается всё большим утверждением электронной музыки, где поиски и эксперименты ещё возможны. И не первый год эту музыку относят к XXI веку, не напрасно считая, что тогда-то они и будет окончательно доминировать. И не согласится с этим разве что сноб или упёртый дилетант. Однако находятся умельцы, которые в уже, казалось бы, пройденных музыкальных направлениях находят возможность "искривить пространство" и "действительность исказить".

Релиз группы The Residents "Roadworms" - яркое тому подтверждение. Эта, непобоюсь пафоса, великая группа меняет стили и настроения в каждом своём альбоме. Roadworms не исключение. Музыканты как бы вспоминают то, что ониделали 10-15 лет назад, но уже с багажом прожитых лет. Знакомый голос "поёт" какие-то кривые песни, женский голос ему вторит. В общем, почти как раньше. Записан в 99-м на берлинской Sendsaal Studio на 24-дорожечный магнитофон, с целью задокументировать аранжировки группы, которые та использует в Warmword type. В феврале-марте The Residents свели эту работу и выпустили "всем" на радость.

Не мене значительным явился для меня диск культовой группы Coil "Music To Play In The Dark - 2" (первый вышел годом раньше). Мрачный саунд электронной психоделики в очередной раз порадовал любителей этого коллектива. Coil относится к ряду тех групп, которые своеё деятельность утвердили статус бескомпромиссных творцов, и поэтому любое их произведение воспринимается как откровение. Их пости однофамилец, группа Recoil, развивается в тех же направлениях. Музыкальном и моральном. Работа Liquid уже побывала в обзоре "Свободного полёта", но хочется ещё раз отметить её в итогах.

В общем-то, немало интересных релизов принёс 2000-й, и о них я уже писал. Конечно, стоит вспомнить и Speedy J с его "Shocking Hobby". Диски под маркой Mole Listening Pearls (Manmashineman, L.A.H.R. и так далее) чаще всего оставляли приятное впечатление. Этот лейбл и сейчас продолжает радовать любителей "облегчённого интеллигентного сулшания". Как пример можно привести новый проек DePhazza'a Lemongrass "Voyage Au Centre De La Terre" и Gabor Deutsche "Contrast", представляющую слушателям отличнейшую смесь эйсид-джаза, фанка и электроники. Кстати, недавно проявились мастера этого интересного жанра - группа Red Snapper с диском "Our Aim Is To Satisfy". Музыканты постарались избавиться от всех находок прошлого альбома, который, в свою очередь, отличился от предыдущих, и по-новому взглянули на мир. Их работа, как и прежние, вышла на Warp Rec. А продукцию этого лейбла всегда отличал вскус и бескомпромиссность. От них же к нам пришли Two Lone Swordsmen c "Tiny Reminders". Очень интересный диск. По музыке это что-то типа техно с мелодией, с битами, но и минимализму место нашлось. По судхам, в цивилизовыанном мире эта пластинка очень популярна. Ещё один Warp'овский герой - Jimmy Tenor. Продолжай копаться в приджазованном easy listening, Jimmy иногдп вспоминает свою минимал-техно-молодость. На диске "Out Of Nowhere" это заметно. Мода на big beat и break bit проходит. Но Armand Van Helden не отказался от ломаных битов и энергетического напора. Просто он добавил туда различные современные находки, всё это встряхнул и направил нам в уши. Диски "Killing Puritans" вышел на Aremd Rec.

Ещё один диск "для умных" мне хотелось бы представить читателям. Это Fayman & Fripp "A Temple In The Clouds" (Faymana-Fortuna & Crimsom Music). У Фриппа выходит немало дисков. Среди них есть и сольные проекты, и дуэты. Но почему-то этот последний мне очень понравился. С одной стороны, это заумный ambient, но всё-таки это творчество, которое дивёт очень долго. И после экспериментальных релизов, очень даже приятно окунуться в "ковёр" фрипповских звуков.

У нас тоже есть такие мастера. Читателям "С. П." наверняка известна группа Оле Лукойе. В этом году при участии музыкантов группы Faust, этот прославленный коллектив выпустил на немецком лейбле Klanghad & Think Progressive диск "Кристальный Лом". Здесь можно услышать необычный глос Тани Свахи, которая сейчас выступает с О.Л. А музыку руппы описывать не буду, лучше пару раз послушать.

Ещё на один релиз из России, на этот раз из Москвы, мне хотелось бы обратить внимание. Он адресован поклонникам Петра Мамонова. Называется Звуки Му "Набрал хороших на один компакт (сборник) 92-98" (Moroz Rec). Историю его появления мне рассказал сам Пётр Николаевич. "Лежу дома, на диване, слушаю свои старые записи - круто! Но иногда проскакивают вещи, которые обламывают. Приходится программировать, вставать каждый раз, чтобы диск сменить. Вот и пришла идея сделать сборник своих любимых вещей. Набрал, отдал Морозу, а те - в тираж!.." так что при прослушивании этого диска вас должно пронизывать сувство приобщения к идеалам кумира (должно было пройти как шутка автора). Кстати, Пётр Николаевич посетовал, что обещаный саундтрек к спектаклю "Есть ли жизнь на Марсе?" никак не может "улечься" в его голове, но зато довольно скоро появится новая работа "Шоколадный Пушкин", и к нему-то уже будут и диск, и премьерный показ. И услышим мы тогда и увидим, как П.Момонов читает свои стихи на фоне электронной музыки.

Вот, в общем-то, и всё, если не считать одного "местечкового", то есть самиздательского релиза. Это кассета группы Zelany Rashoho, с записью концерта на фестивале "Свободный полёт - II". Концерты этой группы в основном уникальны и нигде больше не повторяются, так как музыканты как бы проверяют друг друга на умение импровизировать. И так каждый раз. "Другая культура Продукт" и "Свободный Полёт Рекордз" после долгих мытарств наконец-то выпустили эту кассету, которую музыканты назвали "Импропсила 5Х25". Млжет, я что-то забыл, может, о ком-то не знаю, а читатели недоумевают, почему я не рассказал о … А вы, читатели, возьмите и скорее напишите и пришлите: СПб 191025 а/я 110 или na_dne@spb.cityline.ru, а мы рассмотрим, порешаем, и, может, даже опубликуем.

Олег ЮРЧЕНКО (16-31 декабря 2000 №24(101))

Носители для обзора представлены арт-магазином "Другая культура" (ул. Кирочная, 8)

12= il Cattivo =12/27/2000 9:21:08 AM
ВЗГЛЯД ИЗ ТЕМНОТЫ.

Ещё раз о кинематографе Ларса фон Триера.


В 22-м номере "На дне" была опубликована рецензия на фильм Ларса фон Триера "Танцующая В Темноте". Многих читателей смутило, то что фильм был представлен как инструмент намеренного воздействия на сознание публики, а сам режиссёр - как ловкий манипулятор эмоциями и чувствами зрителей. Мы решили познакомить вас с одним из писем, присланных в редакцию. В нём - иная точка зрения, дополняющая, ка кнам кажется, оценку Татьяны Джуровой.

Фильмы Ларса фон Триера неоднозначны. Они создают ситуацию психологического дискомфорта для зрителя, который балансирует между отторжением того, что происходит на экране, и чувством, имя которому - эмпатия. Почему-то все, кто пылает негодованием в адрес этого режиссёра, стесняются обнаружить в себе сострадание ко всем, без исключения, персонажам его фильмов. Эти персонажи, ка кправило, некрасивы, ограничены, наивны и деффектны. Их чудовищные поступки вполне обусловлены той системой общественных отношений, в которй они живут. В "Идиотах" - это удушающая буржуазна ямораль, а в "Танцующей…" - вездесущая власть денег.

Ролан барт говорит, что буржуазный менталитет состоит в том, чтобы присвоить каждой ситуации детерминированное значение, а каждого человека наделить определённым характером, в соответсвии с его социальным статусом. На самом деле, большинство американских фильмов средней руки сделаны именно по этой схеме. "Танцующая в темноте" доказывает как раз обратное - каждая ситтуация может быть истолкована с разных точек зрения, каждый человек способен на непредсказуемые и даже парадоксальные действия.

Теперь об американской мечте, которая отождествляется с жанром мюзикла. Те, кто посмотрел замечательную выставку фотографии "Пропоганд аи мечты. СССР - США в 1930-е гг.", согласятся с утверждением, что сказка со счастливым концом не является продуктом исключительно американскогопроисхожэдения. Так устроен человек, что ему всегд анравилось смотреть на героические, весёлые или грустные картинки, имеющие мало общего с повседневной жизнью. В этой связи образ слепой Сельмы, сидящей в кинотеатре, обретает статус аллегории.

Мне кажется, что кинематограф в момент его рождения можно уподобить сладкому сну человечества. Тогда, в конце XIX столетия, на экране разыгрывались патетические сцены любви-ненависти, но всё кончалось хорошо. Сегодня наши сны, освобождённые от цензуры нравов, демонстрируют нам всё, что лежит на дне нашего подсознания, - желание насилия, кровной мести, сексуального обладания. Отдельная тема - смертная казнь, как узаконенное убийство. Кстати, очень актуальная сегодня в России.

Сочетая приёмы документального кино с жанром мюзикла в "Танцующей…", Ларс фон Триер сталкивает два мира: миру чудесной сказки и тупой действительности. При этом его нельзя упрекнуть в отсутствии иронии: кто мог вообразить себе Катрин Денёв без макияжа у рабочего станка? Конечно, не всех устраивает такое развитие событий. Но по выражению американского писателя Поля Остера, с нами может случиться всё, что угодно. И как правило именно это и происходит.

Александра КАУРОВА.

(16-31 декабря 2000 №24(101))

11= il Cattivo =12/27/2000 9:16:08 AM
БЕССМЕРТИЕ РЯДОМ.

Статья опубликована в декабрьском номере журнала "Домашний компьютер".

Я - футурофил. Нет, футурофилия - это не новая сексуальная девиация, не футурология (наука о будущем), а также не футуризм (направление искусства).


Я просто ЛЮБЛЮ БУДУЩЕЕ! Я его люблю, потому что, с о-о-о-очень большой вероятностью, оно - лучше, чем прошлое и настоящее. Да, история движется - два шага вперёд и один назад, и в принципе возможны глобальные катастрофы, которыми человечество рискует закончить своё существование. Однако предсказанных глобальных катастроф пока удаётся избежать, а в общем и целом просматривается улучшение, причём по множеству аспектов.

Год назад нашёл в Интернете книгу, которая меня просто перевернула. Нет, в самом деле, она НАСТОЛЬКО меня потрясла, что решил перевести её на русский язык - ТАКИЕ вещи просто обязаны быть доступны на русском, чтобы каждый смог прочитать! "Машины содания. Грядущая эра нанотехнологии", автор - директор Института предвидения (Foresign Institute, www.foresign.org), Эрик Дрекслер ("Engines of Creation. The Coming Era of Nanotechnology", Eric Drexler). Сразу поясню, что нанотехнология - это совокупность технологий, позволяющая манипулиировать материей с точностью до одного атома.

Суть: буквально в ближайшие десятилетия, ка ктолько нанотехнология достигнет определённого развития и будут созданы наномашины и нанороботы, человечество ждут колоссальные изменения. Вот только некоторые плоды нанотехнологии: лечение ВСЕХ болезней тела (все олезни из-за того, что часть атомов в теле находится не на правильном месте - вам не приходила в глову такая простая мысль?); вечная молодость (каждый живут столько, сколько считает нужным!); производство ЛЮБЫХ товаров автоматически; очень быстро и практически бесплатно космические путешествия за пределы Солнечной системы; решение всех экологических проблем: наномашины очистят землю от всего ненужного по одному атому, и многое другое.

Звучит как сказка, правда? Самое поразительное, что это не религия и даже не научная фантастика. Это наука, сегодняшняя, буквально завтрашняя, слегка послезавтрашняя. Как сказал один известный учёный: "То, о чём мы говорили как о научной фантастике, сидя в баре десять лет назад, сегодня мы делаем в своих лабораториях".

Ещё в этой книге - про опасности, связанные с нанотехнологией, и об этом так же необходимо знать заранее каждому человеку. Есть две проблемы: первая - полное самоуничтожение человечества, теперь уже в ходе не ядерной, а нонатехнологической войны; вторая проблема ещё "веселее" - нанотехнология позволяет выборочно уничтожать людей, только тех, кого надо и устанавливать тотальный контроль. Причём тот, кто первым получит действующие программируемые наномашины, в считанные дни способен оказаться в этом мире полным хозяином. Нельзя допустить, чтобы нанотехнология попала в одни руки. По-видимому, единственное решение - открытое для всей мировой общственности параллельное развитие нанотехнологии в разных странах мира, с постоянным обменом научной информацией, под контролем каждого государства и международных организаций.

Я не продаю и не рекламирую эту книгу. Я не получал деньги за перевод этой книги, не размещаю у себя на сайте баннеры и лежит, разумеется, она в свободном доступе. Нет ничего, что заставляло бы мен яговорить эти слова, кроме искреннего интереса, которым я рад делиться с вами.

Целиком перевод книги на урсском языке находится в Интернет по адресу: http://mikeai.i-connect.com/russian/eoc/eoc .html.

Эрик Дрекслер написал её в 1984 году и тогд аже сделал доклад по нанотехнологии в Конгрессе США. Он предсказал в этой книге всемирной гипертекстовой паутины: и действительно, сегодня она уже - реальность, - и просто фантастика, что с её помощью сегодня можно прочитать саму эту книгу! Остальные его предсказания понемногу также движутся к своему воплощению.

Найдите время, я клянусь, это та книга, которую стоит, просто необходимо прочитать! Даю 99,5%, что не пожалеете о потраченном времени.

Но на этом тема будущего, в которе мы можем заглянуть уже сегодня, конечно, не исчерпывается. Вот ещё пара статей типа "удивительно рядом" - там описываются не столь глобальные, как у Дрекслера вещи, но тож еинтересные и важные, на мой взгляд.

На http://biospher.i-connect.ru/bs_smi_aif.html лежит статья "Необычный эксперимент американцев". Американцы построили полностью замкнутую экосистему, там - лема, пустыня, болото, поля, даже океан, различные животные, насекомые, а также 8 исследователей: 4 мужчины и 4 женщины. Обмен воздухом или какими-либо другими веществами с внешней средой отсутствует - всё полность изолированно. Только свет через крышу. И так на два года. Что, вы думаете, из этого получилось? Статья лежит на сайте одной московской фирмы, которая предлагает полностью замкнутые аквариумы с креветками, вроде оргинального сувенира - в подарок или в офис ставить для красоты … то есть не для всех. А вот саму эту интересныю статью у них на сайте, спасибо им, можно почитать бесплатно.

Ну и на закуску тоже - хорошие новости уже совсем с другой стороны.

Вот что я получил недавнопо почтовой рассылке, на которую я подписан: "На сайте www.futura.ru произошло обновление: Общество Футурология. Питер Шварц, Питер Лейден. ВЕЛИКИЙ ПОДЪЁМ: ИСТОРИЯ БУДУЩЕГО, 1980 - 2020. Цитата: нам предстоят 25 лет процветания, свободы и улучшение состояния окружающей среды во всём мире." Что, не верится? С наилучшими пожеланиями, Сергей Москалёв, Futura - футурология и сценарии www.futura.ru".

Эта статья - анализ новых тенденций в мировой экономике и прогноз на следующие десятилетия. Всё отлично! Мир наконец вступил в эру информационных технологий, и это дало в макроэкономике удивительные новшества: периодические смены экономических подъёмов и спадов позади, экономика выходит на более устойчивое продвижение вперёд и вверх, причём в следующие десятилетия, по-видимому, бедные страны по уровню благосостояния, будут догонять ведущие.

По-моему, также весьма небезынтересная статья, ведь всегда хочется знать, что тебя ждёт завтра, особенно если новости хорошие.

Ну вот, на сегодня всё, что было у меня из самых сливок, я рассказал. Буду стараться делиться с вами самыми интересными находками и впредь, по мере поступления. А если вы вдруг обнаружите в сети КРАЙНЕ интересное на русском или английском языке по проблемам футурологии, бессмертия, новых открытий, технологий и т.п., буду очень признателен, если пришлёте мне эти материалы или ссылки.

Счастливого вам будущего!

Михаил СВЕРДЛОВ

http://mikeai.i-connect.com/
mino@mail.ru

10= il Cattivo =12/27/2000 9:06:22 AM
НЕ НАДО ВРАТЬ ДЕТЯМ

В конце ноября состоялась историческая встреча Деда Мороза с Санта-Клаусом. И дело не в том, что Дед Мороз сморозил на это йвстрече, что, дескать, у него запланирован ряд волшебных мероприятий на Новый Год. Так и сказал - "ряд волшебных мероприятий".


Дело даже не в том, что эта встреча напомнила мне достопамятный диалог, подслушанный на русском языке в миланском ресторане "Армани". Там девушка говорила, что не любит "Вдову Клико", потому что она кислая. А юноша тихонько увещевал девушку, что надо перебороть себя и выпить.

Мне жалко, конечно, девушку, которая так и помрёт, думая, что польский "Амаретто" вкуснее французского шампанского. Мне неприятно, конечно, что новогодние тусовки дедов морозов вечно страдают безвкусием. Но - Бог с ними.

В конце концов, я понимаю, что надо раскручивать город Великий Устюг, надо строить там туристический центр и привлекать инвестиции. Я понимаю, что надо организовывать рабочие места в Лапландии. И если бы там не быол Санта-Клауса по прозвищу Йолу Пуки, то чёрта лысого кто-нибудь бы поехал в этот медвежий угол. Я всё это понимаю. Я не против пиара. Беда только в том, что эти бородатые мерзавцы обманывают детей.

Дети, не верьте! Это были не настоящий Дед Мороз и не настоящий Санта-Клаус. Это актёры. Это люди, не нашедшие ролей в театре и подрабатывающие напяливанием бороды. Из-за них мы, пока маленькие, верим в Деда Мороза, а когда вырастаем, верить перестаём. Из-за того, что они такие бородатые и сказочные и приходят с подарками, в них легко поверить малышу. Тз-за этого же - трудно поверить взрослому.

Моему старшему сыну двенадцать лет. Я ни раз уне вызывал к нему никакого Деда Мороза из фирмы "Заря". А пару дней назад, когда стало холодно и окна покрылись инеем, мальчик опять, как каждый год, встал ночью с постели, подошёл к окну и долго шептал что-то важное. Может быть, клянчил подарков, если это для него важно. Может быть, просил, чтобы поскорей выздоровела бабушка. Я не знаю - яне Дед Мороз, а мальчик говорил с Дедом Морозом.

Я никогда не вызываю к сыну этих ватных дураков по одной простой причине. Потому что я сам искренне и глубоко верю в существование Деда Мороза. Он не ватный, конечно. Он не живёт ни в Великом Устюге, ни в Лапландии. Я не знаю, где он живёт. Он же волшебный, и я ничего толком не знаю ни про кого волшебного на Земле.

Это глупости, что Дед Мороз приходит только к послушным детям. Не может быть.Он приходит ко всем. И глупости, что он дарит какие-то там подарки из игрушечного магазина. Зачем, если их можно купить в магазине.

Но каждый год на Рождество Дед Мороз заглядывает в окна. Он склоняется над каждым ребёнком. Над богатым и счастливым, равно как над бедным и несчастным. Он пробирается в подвалы. Он гладит там потихоньку вшивые гловы ьеспризорников, спящих на паровых трубах. Он обязательно приходит в больницы. Не только к тем детям, которые завтра выздоровеют, но к тем, которые завтра умрут. Он ведь не различает тех, кто умрёт завтра, и тех, кто умрёт через семьдесят лет. Он вечный. Он не видит разницы. Может быть, он потому и приходит к нам, что мы умрём и надо нас утешить.

Я не знаю, что он говоит детям. Я не знаю, зачем он над ними склоняется. Но яхотел бы научиться утешать, как он.

Однажды я спросил сына, верит ли он в Деда Мороза. Сын сказал, что верит. Он сказал, что если бы не было Деда Мороза, то в эту длинную, бесконечно длинную и тёмную зиму нельзя было бы радоваться. Но мы радуемся. Вот - доказательство!

Валерий ПАНЮШКИН (16-31 декабря 2000 №24(101))


9= il Cattivo =12/14/2000 11:08:50 AM
ЭЙ, РАССЕЛ, ХВАТИТ ПОТРОШИТЬ ТИГРОВ!

Римский император Коммодиус, даже по меркам своего безумного времени, слыл кровожадным деспотом. Его коронным номером было, например, выйти на арену Колизея и хорошо отточенным мечом одним ударом обезглавить ряд страусов. Несчастные птицы начинали в агонии метаться по арене, вызывая дружный хохот толпы.


Хотя подобная жестокость по отношению к животным в наши дни больше не практикуется в цивилизованном мире (по крайней мере, публично), ХХ век всё же бвл не самым лёгким временем для братьев наших меньших: на заре Голливуда в вестернах лошадей заставляли больно падать на хвост, а на пике всеобщего увлечения Юрским периодом для изображения битв динозавров к крыльям игуан приклеивали картон и позволяли им молотить друг друга. И даже в начале 80-х Клинт Иствуд безнаказанно эксплуатировал орангутана.

К счастью в современно кинематографе возможность варварского отношения к животным полностью исключена благодаря жёсткому контролю со стороны специальных групп по защите прав животных. В "Побеге из Шоушенка", например, есть суена, где заключённый скармливает своей вороне живого червя. Представитель группы заявил, что в съёмках может быть использован только червь, скончавшийся в результате естественных причин, и камеры пришлось выключить, пока соответсвующее беспозвоночное не было найдено. В "Идеальном шторме", всмето того, чтобы поймаьт и убить перед камерой настоящую рыбу-меч, значительную часть бюджета потратили на создание невероятно близкой к оригиналу анимационной копии рыбы.

Вообще сейчас исполнительные продюсеры настолько озабочены тем, как бы не вызвать недовольство со стороны защитников прав животных, что особо следят за тем, чтобы даже в разгар самого чудовищного массового целовекоубийства все мохнато-пернатые твари успели спастись бегством. Вспомните сцену резни в "Дне независимости": никто не сомневался, что собачка выживет.

Даже подозрения на промах состороны киношников достаточно, чтобы начать пиаровскую компанию. Вот, буквально в эту самую минуту СМИ раскручивают проблему продолжения диснеевского хита - фидьм "102 далматинца". Как и в первом случае, создателей обвиняют в неправомерно большом количестве задействованных в съёмках собак и подталкивании обывателей приобретать щенков-далмативцев, которых бросают, когд апроходит чувство новизны.

А сейчас я скажу вам самую ужасную вещь. Все усилия правозащитников тщетны до тех пор, пока цифровые технологии не заменят полностью камеры и проекторы. Ведь даже при условии, что при съёмках к животным будут относиться с материнской нежностью, никто не будет носить кожаные изделия и есть мясные продукты, факт остаётся фактом - без желатина фильма не сделаешь. Нельзя произвести 33-миллиметровую плёнку без использования составляющей, находящейся в костях животных.

Мик ДАФФИ

PS. Автор приносит извинения Расселу Кроу за название статьи. Как-то само мобой вырвалось, а вообще мы знаем, что настоящие гладиаторы тигров не обижают.

("На Дне" 1-15 декабря 2000 №23(100))

8= il Cattivo =12/12/2000 10:00:54 PM
КИНОСЕАНС ПСИХОТЕРАПИИ

Может ли игра Кевина Спейси в "Американской красоте" отразиться на нашем эмоциональном состоянии? Ещё как, утверждают американские психоаналитики. Так что же - помимо кукурузных крошек, прилипших к свитеру, скомканной обёртки от шоколадки и порванного билетика - выносим мы из зала, когд ана экране появляются титры и зажигается свет? Рассказывает САРА ГЛИН ДЭВИС.


И не так уж важно, понравился вам фильм или нет - впечатления от него проникают в вас гораздо глубже, чем вы думаете. На этом основана получающая в США всё большее развитие "кинотерапия" - когда просмотр фильма является не столько развлечением, сколько способом пролить свет на наши проблемы и отчасти объяснить сложные эмоциональные переживания.

На самом деле идея терапии посредством искусства известна ещё со времён Аристотеля, который утверждал, что популярные трагедии помогают людям понять вещи, труднообъяснимые с позиции разума. Несмотря на очевидную эффективность метода, некоторые психоаналитики нуждаются в научном подтверждении его безвредности. А пока профессионалы ломают головы, посмотрим, не сможем ли мы сами себе чем-нибудь помочь?

Итак, чему нас учат фильмы:

"ПОБЕГ ИЗ ТЮРЬМЫ ШОУШЕНК (1994)
-применение своих способностей может здорово помочь в безвыходной ситуации;
-смелость взять на себя ответственность даёт власть;
-жаловаться - значит зря тратить время;
-никогда не сдавайся и не теряй надежды.

"ДЕНЬ СУРКА" (1993)
-в наших несчастьях редко виноваты окружающие;
-не знать ответов на все вопросы - это нормально;
-личностный рост складывается из каждодневных жизненных уроков.

"ХАННА И ЕЁ СЁСТРЫ" (1986)
-в отношениях с родными необходимо установить личностные и пространственные границы.

"МАТИЛЬДА" (1996)
-из ребёнка с психотравмой может получиться взрослый с нормальной психикой;
-ребёнок никогд ане бывает виновником насилия;
-любовь всего одного-единственного взрослого может всё изменить.

"МОСТЫ ОКРУГА МЭДИСОН" (1995)
-любовь рождается из общения;
-данные кому-то обязательства важнее сиюминутного увлечения;
-трудные решения надо принимать из расчёта на будущее.

"КРАМЕР ПРОТИВ КРАМЕРА" (1979)
-развод - это всегда тяжело;
-перед тем как обратиться к адвокату прочтите ещё раз брачное пособие;
-даже будучи в разводе уважайте чувства и делания ваших детей.

"КРУГ ДРУЗЕЙ" (1995)
-в настоящих отношениях нет места манипуляциям;
-искренность и честность - залог здоровой дружбы;
-старайтесь быть реалистом. Здоровая доза скептицизма в жизни не повредит.

"АМЕРИКАНСКАЯ КРАСОТА" (1999)
-живите настоящим;
-прошедшую юность не вернуть;
-ваши искания могут оттолкнуть ваших близких;
-в мире, если оглягуться, полно красоты;
-здоровые отношения и самореализация важнее богатства и успеха.

"ШОУ ТРУМЭНА" (1998)
-самые близкие люди не всегда пекутся только о ваших интересах;
-свобода - наше право от рождения;
-доверяйте своим инстинктам.

"БЕШЕНЫЙ БЫК" (1974)
-когда вас постоянно бьют по голове - это не смешно;
-чрезмерное потребление макарон приводит к излишкам жира.

1-15 декабря 2000 №23(100))


7= il Cattivo =12/12/2000 9:39:31 PM
НЕЗНАЙКА forever (часть вторая)

Продолжаем внимательно читать трилогию Николая Носова. Итак, том второй, "Незнайка в Солнечном городе" - Прозрение о Коммунизме.


Пыл научно-технической революции, начатой в "Приключениях", не остыл. Мало того - усилился и превратился в явь. Слоган эпохи, предложенный официозным поэтом Цветиком: "И всё доступно уж, эхма, Теперь для нашего ума!" Во главе процесса покорения природы и технического усовершенствования быта стоит, ещё крепче прежнего, вышеупомянутый Знайка (любопытный образ корректно-бескомпромисного, в конфуцианском духе, "учёного-диктатора"). Через ручей переброшен мост, в городе проведены водопровод, телефонизация и электрификация (Хозяйствование маленького Цветочного города оказалось не в пример успешнее советского). таков результат посещений Зелёного города, коммунистического и феминистического центра, описанного в первой книге.

Пока Знайка ковыряется с железками и водяными насосами, Незнайка выходит на принципиально новый уровень познания. Он не разделяет прогрессистский пафос технократизма. С некоторых пор, освоив грамоту и полюбив чтение, он несколько отошёл от реальности и предпочитает нормальный сказочный галлюциноз. Тусуется в основном с Кнопочкой, малышкой начитанной и склонной к оккультизму. Перед нами бдение глубоко погруженных и нетрадиционалистки настроенных наркотов. Подобно интеллектуалам-аутсайдерам из коуплендовского "Generatin X", Незнайка и Кнопочка ежевечерне рассказывают друг другу сказки, а иногда ведут дискуссии о магии и колдовстве. Однажды Кнопочка открывает Незнайке малоизвестный рецепт приобретения "волшебной палочки". Незнайке удаётся его обналичить, и отныне любое его желание немедленно исполняется. Высшими силами при этом поставлено условие, что после исполнения трёх "дурных желаний" волшебная палочка теряет силу (оценивают желания высшие силы; как и надлежит сакральному советскому писателю, Носов - последовательный креационист, а его Незнайка - голем). Обладая этим магическим даром или находясь под этим сверхестественным наркотиком, Незнайка запасается мороженым и отправляется в полноценный трип. Поначалу речь идёт о каком-нибудь летучем транспортном средстве, но Незнайка вдруг вспоминает, "как страшно ему было лететь на воздушном шаре, КОТОРЫЙ СКОНСТРУИРОВАЛ ЗНАЙКА (выделено мной - Е.М.)", и решает путешествовать автомобилем. Сопровождают его боевая подруга Кнопочка и опытный системный торчок Пачкуля Пёстренький (как и Знайка, это персонаж, заслуживающий отдельного разговора). Втроём они приезжают в СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД. В Солнечном городе царит КОММУНИЗМ.

То есть, подчеркнём ещё раз, путешествие это сугубо сказочно, экстатично и галюциногенно. Фантазия Кампанеллы дана через Реальное (в лакановском, "невозможном" смысле) советского голема. Являясь РЕАЛИЗОВАННОЙ точкой фантазма, Солнечный город представляет собой постисторическую фантазию, при которой все его граждане однажды очень потрудились и теперь блаженно бездействуют. Творчеству отдаются многие, а отчуждённый труд - добровольный выбор редких маргиналов. Трудятся в Солнечном городе, в привычном смысле слова, только машины. По этому бессобытийному полю наши ИСТОРИЧЕСКИЕ путешественники проехались комбайном катастроф, то есть если не историей, то памятной былиной. На фабульном уровне мы видим, как элитный дисциплинарный санаторий подвергается лёгкой кавалерийской атаке со стороны подвыпившего студента с преувеличенными полномочиями. Налицо модная придурковатость, стильная обеспокоенность этическими вопросами и мелькающие тут и там бублики, выражаясь на психоделическом сленге. Фактически мы наблюдаем "Страх и отвращение в Лас-Вегасе" по-соцреалистически. В частности, находясь на измене, Незнайка превращает одного коротышку в осла, двух настоящий ослов и одного лошака в коротышек(!), разрушает здание милиции и творит ещё с десяток анархических бесчинств,за любое из которых в тогдашнем СССР его поставили бы не в угол, а к стенке. Миноваав кульминационную стадию, действие "волшебной палочки" ослабевает и к концу романа прекращается. Дурных и глупых желаний оказалось реализовано гораздо больше трёх, так что "по истечении" жалеть Незнайке и его спутникам не о чем. Троица возвращается домой преображённой, помудревшей и не узнающей родной город. Все одухотворены и отчасти печальны, потому что, как сказал Соломон в пост-психоделическом делириуме много печальных видений (впрочем, наблюдения о психологическом состоянии героев определяются скорей межстрочностью текста, чем самими строками носовского романа).

Эта панегирического характера статья написана с прозрачной целью доказать, что Носов - наш аутентичный киберпанк, наш Вильям понимаешь Гибсон (только много круче), социалистический Сократушка, родная коммунистическая голова. Человек с проблесками гениальности, если воспользоваться мещанской терминологией. Мистик, оккультист, Густав Майринк отечественной детской литературы, социальный дарвинист и ккоммунистический Бойд Райс.

Отдельно следует отметить великолепных иллюстраторов к советким изданиям Николая Носова - А. Лаптева и Г. Валька. Отмечаем.

Евгений МАЙЗЕЛЬ (1-15 декабря 2000 №23(100))


4= il Cattivo =12/9/2000 3:01:32 PM
НЕЗНАЙКА forever (часть первая)

Как человек во многом инфантильный (и догадавшийся однажды, что это может быть достоинством), я очень люблю так называемую детскую литературу. Оттого, должно быть, и решил освежить приятные воспоминания почти двадцатилетней давности, перечтя трилогию Носова о коротышках, орразмером с огурец, которые живут в Цветочном городе и называются малышами и малышками.


Напомню, что Цветочный город (как и весь мир коротышек) населён татрализованными характерными персонажами. Самый известный из них Незнайка, "которого прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал". (Так отечественный автор Николай Носов обнажает спекулятивность публичного философствования ф. Сократа, щеголявшего подобнымит диалектизмами). В противоположность Сократу, Незнайка - "стиляга", а точнее, ацидный "freak" ("носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски."), основное занятие которого - гулять по улицам и фантазировать вслух. (Изумительная всё-таки параллель греческому философу. Впрочем, это последнее, что их роднит).

Известность чудаковатого, не слишком добродетельного и неумелого Незнайки среди малышей объясняется лишь мощной психоделикой его личности. Если малышки в обществе коротышек исповедуюттрадиционный культурный кодекс (гигиена, уборка помещений, декор и т.д.), то Незнайка - олицетворение беспорядка и кутерьмы. Вдобавок он несколько агрессивен пролетарской, гегемоновой агрессивностью, столь распространённой в 90-х среди актуальных русских художников.

Незнайка не туп, его рассуждения отличаются даже изрядной оригинальностью, однако психоделический дар существенно превышает в нём критические способности. Роэтому, если Незнайка берётся за какое-то дело, то делает его "не так, как надо", и в итоге "всё получается шиворот-навыворот". Читать он выучился только по складам, а писать умел только печатными буквами. Многие говорили, будто у незнайки совсем пустая голова, но это неправда, потому что "как бы он мог тогда соображать?". Единственное призвание такого малыша - в области художеств.

Искусство у коммунистически ориентированных коротышек находится в большом упадке и служит только двум целям: социально-нравственным (чтобы поучало чему-нибудь хорошему) и декоративным (чтобы было красиво). Неудивительно, что "дикий", "неприрученный" Незнайка, , попробоваший себя на различных поприщах и всякий раз актуализирующий в них эстетические или мистические аспекты, снискал разве что скандальный успех у непосвящённой публики. Как музыкант Незнайка обогнал своё время ("Моей музыки не понимают - говорил он. - Ещё не доросли до моей музыки". Судя по описанию это было что-то из разряда musicue concerte или generative). Незнайка-поэт изобретает сюрреализм и автоматическое письмо задолго до их эвентуального теоретического боснования главным учёным коротышек - Знайкой, утилитаристом и технарём. Теретические импровизации самого Незнайки отличает радикализм: "Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть". Только в живописи, точнее, в демократической области карикатуры Незнайка добился всеобщего одобрения (за вычетом самих изображённых, которым, однако, понравились карикатуры на других). Особо выделим упорное нежелание Незнайки рабски следовать так называемой "природе", за что он подвергается обструкции со стороны мейнстримного портретиста Тюбика и музыканта-ремесленника Гусли.

Все книги носовской трилогии шедевральны. Они также разнообразны в жанровом отношении, и каждая следующая книга расчитана на более старший возраст. Согласно замыслу автора, Незнайка и остальные коротышки взрослеют вместе с "маленькими читателем".

Том первый, "Приключение Незнайки и его друзей" (1954), знакомит с жителями Цветочного города и рассказывает об их воздушном путешествии в Зелёный город.

Том второй, "Незнайка в Солнечном городе" (1958), -- психоделическая, полная глюков и мистицизма road-story и, заодно, Прозрение о Коммунизме.

Последняя книга, "Незнайка на Луне" (1965), написана для школьников от 8-10 лет и старше. Контекст этой книги - остросоциальной сатиры на дикие нравы капиталистического общества - несколько деформировался в постсоветские годы, приобретя неожиданную актуальность. В увлекательном жанре приключенческого sci-fi нам повествуют, как усилиями советских учёных, с помощью НЕВЕСОМОСТИ и энергии БЕСПЛАТНОЙ звезды по имени Солнце коммунизм завоёвывает Вселенную, уничтожая на своём пути частную собственность и эксплуатацию коротышки коротышкой.

Поскольку приключения "Незнайки на Луне" в значительной степени продиктованы дидактикой, а технические подробности в обсуждениии не нуждаются, читателю взрослому будет интереснее, вероятно, повозиться с двумя первыми романами. (В отличие от школьника младших классов, который ухватится за "взрослого" "Незнайку на Луне"). В следующем номере и поговорим о второй книге, вероятно сильнейшей.

Евгений МАЙЗЕЛЬ (16-30 ноября 2000 №22(99))

3= il Cattivo =12/9/2000 2:56:38 PM
БАШНЯ БЕЗ СЛОВ

История с невероятным упорством повторяется снова и снова. Люди собираются в стаю, сверяют языки и предпринимают очередной штурм Престола Небесного, очередное строительство Вавилонской башни, заканчивающееся очередным рассеянием, запустением и первоначальным накоплением капитала.


Газета "Фигаро" в качестве курьёза написала, что на новой международной орбитальной станции официальным языком общения становится "Рунглиш" (Runglish) - бешенная смесь английского и русского языков. Говорят, астронавты долго скандалили и выясняли, на каком языке говорить, а потом как-то само собой зародилось лингвистическое чудовище.

Странное дело, "Фигаро" словно бы и не замечает, что вся объединённая Европа давно общается на смеси своих языков. Причём, чем богаче место, тем больше мешаются языки.

В "Кафе де Пари" в Монте-Карло я своими глазами видел весёлую компанию молодых людей, безо всяких затруднений разговаривающих на итальянском, английском, французском, немецком и русском одновременно. Я даже был членом этой компании.

Можно сколько угодно думать, будто новая международная орбитальная станция есть не что иное как новая вавилонская башня, что скоро мы загадим Землю окончательно, пересядем на космические корабли и отправимся загаживать другие планеты. Можно с умным видом предрекать, что проект международной орбитальной станции провалится, как проваливается всякий проект вавилонской башни.

Но я предпочитаю думать, что на самомо деле вавилонская башня - везде. Вот эти вагоны, движущиеся мимо моего дома ночами и перевозящие сыр из Франции в Россию - так, словно в России нет сыра. То есть, конечно, в России нет такого сыра, как во Франции, но можно было бы обойтись. И в Америке можно было бы обойтись без европейских и японских машин. А по набережной упомянутого Монако можно было бы не кататься на самокатах, сделанных в Китае. И можно было бы просто пить водку на среднерусской возвышенности, так нет же, подавай нам текилу, каковой произведено столько, что даже агава кончилась, если это не пиаровский ход.

Вот она, вавилонская башня. если б мы были поскромнее и руководствовались великими идеями чучхе, сформулировнными отцом и учителем Ким Ир Сеном, то воздух был бы чище, люди счастливее, государства мягче и Земля не так скоро, как, видимо всё-таки бедет, раскололась бы напополам.

Однако же нам не нравятся идеи чучхе. Ким Чен Иру в военизированном френче мы предпочитаем красавца князя Ренье за рулём новенькой "Ламборгини".

Вавилонская башня строится по плану. Интеренетные значки с успехом заменяют половину слов в любом языке мира. Молодые люди в кафе легко болтают на 4 языках одновременно. То же самое делают и космонавты на орбите. Господи, смотри, кажется, на этот раз всё получается. Башня уже проткнула небо насквозь в районе Антарктиды. О, спорт, ты мир. Диктатура невозможна. Строительство рая на Земле близится к завершению. Человечество стало единой семьёй. Посмотри, ка мило мы сидим в Монте-Карло и болтаем с этой датчанкой итальянского происхождения. Твоё вавилонское разделение языков преодолено. Остались только дикие племена в Африке, но их можно не брать в расчёт.

На следующее утро я включаю в любом городе мира телевизор. По телефизорпу мне показывают Арафата, не способного договориться с Бараком. Я иду на пресс-конференцию Ястржембского и не понимаю ни слова, хотя он говорит по-русски, а я по-русски слушаю.

Седьмого ноября злобный старик на улице на родном моём русском языке рассказывает мне, как плохо ему живётся. Я на русском же языке пытаюсь возражать, но мы не понимаем друг друга. Любимая девушка шепчет мне, что, дескать, любит меня, но я никогда не узнаю, что именно она имеет в виду. Сам я, когда шепчу ей нежности, думаю о чём-то своём, и может быть, она догадывается.

Так вот и вы, читатель, понимаете ли, о чём я? Понимаете ли, что у вас в руках кирпичи и мастерок? Понимаете ли, что строительство продолжается? Понимаете ли, что если я сейчас призову к молчанию, то это будет рекламой жевательной резинки?

Валерий ПАНЮШКИН (16-30 ноября 2000. №22(99))


2= il Cattivo =12/9/2000 2:47:35 PM
ХОРОШО СДЕЛАННОЕ КИНО

Безусловно, вся "продвинутая" часть человечества и иже с ней уже посмотрела "Танцующую в темноте". Это избавляет от необходимости пересказывать сюжет
или расставлять рекламные капканы. Поговорим о другом ...


"Дикий" рассерженный зритель уходит, не выдержав мутной, прыгающей, то есть "некачественной" картинки, фабрично-пролетарского пейзажа и, конечно, не оценив Катрин Денёв - в косынке и у станка. "Дикий" чувствительный зритель по окончании сеанса рыдает. Барышни хлюпают носами и размазывают по лицу дорогую косметику.

И даже я - человек по роду занятий циничный - чувствую себя так, будто надо мной прилюдно вершится насилие. В то время как судьба несчастной Сельмы леденит кровь и поп-корн от ужаса застревает в горле, мой несчастный мозг просто плавится от ярости, не переставая фиксировать все эти "крючочки", которыми из меня тянет жилы, и "иголочки", которые загоняет мне под ногти Ларс фон Триер. Делает он это нахально, выставляя напоказ всю кухню мелодраматического жанра. Терпение окончательно лопается, когда уже на закате фильма появляется добрая тюремная охранница, которая до последней минуты
не оставит приговорённую к смерти Сельму.

Это кино закрывает ХХ век. Даже не потому, что вбирает всё культурно семантическое наследие кинематографа - не по мелочам цитат и аллюзий, но как нерасчленимый монолит опыта и знаний самого Триера. А потому что этот фильм отрицает сам себя. Отрицает сюжет. Отрицает элитарный киноязык. Рискну сказать: Триера интересует не история как таковая, а её "делание" в качестве идеально-универсального
механизма (слёзовыжималка!) манипулирования зрительскими эмоциями.

И героиня, вызывающая смесь нежности и брезгливости, уже была, и её велосипед, и её искупительная жертва как залог чуда. Триер, не стесняясь, воспроизводит самую известную свою историю. Притом, боже упаси, безо всякой там постмодернисткой иронии. Но то, что было мираклем, замешанном на суровой пуританской этике ("Рассекая волны"), стало мюзиклом. Святая стала убогой. Что касается выразительных средств: те же
крупные планы, гипернатурализм, приём "любительского видео", одомашнивающий изображение, включающий механизм зрительского восприятия. Триер тиражирует собственные приёмы, как будто отрицая сам факт существования авторского кино. Даже глянцевые перебивки, вроде иллюстраций из печатной продукции "Свидетелей Иеговы", есть. Правда, они разрослись до целых утопических клипов-грёз самой героини.

С одной стороны, эти клипы - самые эмоционально ударные зоны во всей "Танцующей". С другой - может быть единственно оригинальные, стилистически инородные вкрапления, которыми Триер свой дикий и претенциозный сюжет доводит до полного абсурда. Или только личный сюжет мюзикла Сельмы - праздник любви и всепрощения. Аккуратно отмыв вытекшие мозги, поёт и танцует сосед, которому ослепшая героиня только что раскроила череп. Сами собой отпираются тюремные засовы, и героиня порхает в объятия смертников. А отсчёт легендарных 107 шагов до виселицы становится ритмической основой последнего мюзикла Сельмы.

Уже не от первого собеседника слышу, что есть такое ощущение, будто Бьёрк пытали. Пытали её или готовили по спецназовской программе на выживание (как актёров "Ведьмы из Блэр") - в таком растворении в герое всегда есть что-то неприятно-физиологическое. Но всё равно, ни квадратные очки, ни одутловатость лица, ни два прыщика на
подбородке не дают забыть, что Сельма - это Бьорк со всем имиджевым шлейфом маргиналки, экстремистки и проч. В выборе подобной культовой фигуры на главную роль всегда есть неизбывный момент отстранения.

Временами казалось, будто Триер решил "попробоваться" на раннего Кустурицу. Но остался Триером. И потому не полетела в небо белая индюшка, а только закачался нелепым чёрным мешком на висилице труп Сельмы. Камера выше - ботинки охранницы. Ещё выше - пустота. Всё. Конец фильма. Просто и однозначно.

О чём я посмотрела фильм?
О том как слепая чешская эмигрантка ради спасения сына пожертвовала собой?
Об американской мечте?
О том, что иногда не повредит поплакать в кино?
О порочной системе американского судопроизводства в 60-е?
О том как Триер "поимел" Европу, Америку и Россию вместе взятых?
О том, как делается кино? О том, что перед режиссёром в начале XXI века не стоит проблема высказывания или хотя бы
самовыражения? О том, что и это не важно?
Не знаю.

Татьяна ДЖУРОВА (16-30 ноября 2000 г. №22(99))

ЗЫ ранее эта статья была размещена в дискуссии "Что мы читаем и смотрим?"


1= il Cattivo =12/9/2000 2:43:16 PM
А ВНУТРИ - МОСКВА

Конфронтация Москва - Петербург -- история не выдуманная. Причина -- сам факт возникновения на чухонских болотах столицы-Буратино, выстроганной царём-плотником и устремившей свой нос на Запад. В 19 веке первыми авторитетными мнениями на этот счёт отозвались классики. Петербург становился то упоительно-обманчивой и страшной иллюзией дл ямалороссийца Гоголя, то городом-патологией для провинциала достоевского. Впрочем, они противопосмтавляли Петербург не Москве, а России в целом.

Жару, но уже не метафизического и не патриотического порядка, добавил 20 век, когда Ленинград, как почётный пенсионер, удостоился звания не только "колыбели трх революций", но и "города дворцов и парков". Где-то здесь и было заложено основание мифа "Петербург - культурная столица", бурно расцветшего в последние 10 лет. Ирония в том, что именно сейчас, когда ведутся особо напряжённые споры, чья культура культурнее, противостояние "двух столиц" приобрело малокультурные формы.

Поводом для моего высказывания стало интервью Олега Табакова радио "Свобода". Речь шла о театре, в частности, о событиях 20-летней давности -- о "ссылке" Товстоноговым Додина, Гинкаса и Яновской, в результате которой (?)вокруг остались "некие холуи". В ответ на традиционный вопрос о противостоянии Москвы и Петербурга было сказано: в Петербурге "ни одного рождения театрального. Не родит земля". На меня произвёл впечатление не тон и не аргументация, а публичность высказывания (в противовес кулуарной трепотне). Интервью Табакова можно сравнить с "воплем" человека доведённого. Когда в межстоличную заваруху ввязывается почтенный худрук двух театров, значит, "холодная война" достигла апогея.
Причём, именно культурная столица стремиться дискриминировать Москву.
Хорошо известны две мифологемы: о сытой, вульгарной, жлобской, коммерциализованой, до одури веселящейся Москве и об интеллигентском центре левых творческих исканий, нищем. но имено по этому духовном Питере. Но уже формируется новый миф -- об озлобленном, провинциальном, бандитском, консервативном и снобском Петербурге. Высокомерие северной культурной элиты, а также не-элиты, вызывает ассоциации с поведением подростка и его картонным, аутсайдерским мировоззрением. С Буратино.

Петербург разрывается между двумя имиджами: города-лаборатории альтернативных масс-культур-форм -- и "города дворцов и парков", хранилища культурных традиций. Вероятнее всего, победит второй как санкционированный высшими инстанциями и более соответсвующий массовым запросам. И город превратится в полую мумию для хранения "традиционных" ценностей, что мне совсем не нравится.

В то время, как в Петербурге аккуратно разделены сферы культурного строительства: направо - музеи, налево - эзотерическое бытие, скажем, Пушкинской 10, -- Моква взгляду незамыленному представляется сумасшедшим котлом, в котором булькает какой-то бульон, на поверхность которого всплывают ен то устрицы, не то вареники. В этом первичном бульоне, который язык не поворачивается назвать эклектикой, пока нет возможности и надобности разграничивать "высокое" и "низкое".

Если в области театра (и не только) петербургский традиционализм выражается в поклонении "последним великим", то Москва – например, режиссёр Мирзоев - заставляет своих "стариков" пуститься в пляс, что они с удовольствием и проделывают. В Москве в области зрелищ господствуют балаганные формы. Петербург выворачивает зрелищное искусство наизнанку и гордо выставляет на обозрение культурную подкладку, которой видно быть не должно. В своей статье, опубликованной в журнале "Искусство кино" и шокировавшей меня своей старомодной простотой и изысканностью, петербургский критик Татьяна Москвина говорит, в частности, о том, что последние 15 лет мы непрерывно получаем то, что соответствовало подавленнным культурным чаяниям ещё советского человека, - слепок нас самих, отражения и модели непрерывного самоудовлетворения.

Каждый петербуржец знает, что он - гражданин культурной столицы, и потому может спокойно, с достоинством зондировать свой нос в общественном транспорте. И вряд ли стоит опасаться эстетического травмирования петербуржца такими образчиками городского пленэра, как Малая Садовая, где сорокалетние младенцы таращатся на крутящийся шарик, фотографируются на фоне уродливых застеклённых икебан, а в клумбах под ёлками молва уже похоронила состоятельных жертв криминала.
Петербург за последний год обзавёлся множеством образчиков типично московской архитектуры и зодчества: домами в историческом центре, ширина оконных проёмов которых в два раза больше высоты, котом, кошкой, мечтой педофила напротив церкви Симеона и Анны... Скоро рядом с Лаврой появится разбойник Александр Невский. Петербург не привыкает. Он уже давно внутренне готов.

Генетически искусственный, он всегда был обуреваем духом активного воровства-присвоения-трансплантации чужого. Его искусственность, тождественная не-телесности, парадоксально превращалась в плоть и кровь. Теперь тело Петербурга стало полым, инертным. А потому лично я в скором времени ожидаю появления где-нибудь на Петровской набережной (где же ещё?) бронзового апокалиптического видения Иоанна IV (кого как не его?) метров под 15, которе окончательно развеет миф о "культурной столице".

Татьяна ДЖУРОВА ("На Дне" 1-15 октября 2000 №19(96))

ЗЫ эта статья уже была размещена ранее в дискуссии "Санкт-Петербург"


Страницы: 0
Яндекс цитирования