Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


ЖИЗНЬ после ЖИЗНИ






2*Ледяная Богиня10/21/2001 4:41:24 PM
*Ледяная Богиня --> (1)
Эта аналогия вписывается в наш современный язык.
Некоторые люди употребляют другие, но родственные аналогии. Смерть, говорят они, это - забытье. Когда умираешь, ты забываешь все беды - смерть зачеркивает все болезненные и неприятные воспоминания. И насколько бы эти аналогии "сна" и "забытья" ни были бы старыми и распространенными, нас они утешить не могут. И те, и другие, в сущности, утверждают одно и то же.
Попытаюсь сама предложить вам вариант толкования феномена смерти. Смерть, в сущности, есть необратимое уничтожение сонательного опыта. Если это так, то тогда, действительно, у нее нет ни одного из желаемых свойст сна или забытья. Сон - это положительное, желаемое состояние, так как после него следует пробуждение. После спокойного ночного сна мы хорошо себя чувствуем и стремимся к работе. Если бы не наступало пробуждение, сон не приносил бы никакой пользы. Кроме того, с уничтожением всего сознательного опыта исчезают не только болезненные, но и дорогие воспоминания. Так что ни одна из этих аналогий не может утешить нас и дать нам надежду в момент смерти. Но существует понятие, согласно которому смерть не есть и не может быть уничтожением сознания.
Традиция, из которой следует такое мышление, очень стара, вероятно, одна из самых старых. Она состоит в том, что человек живет, а когда материальное тело перестает функционировать, оно разлагается. Неуничтоженная форма имеет много названий: душа, дух, психика, естество, сущность, сознание. И как бы мы ее не называли, мысль о том, что человек в момент телесной смерти переходит в другое царство бытия, принадлежит к старым и очень почитаемым человеческим религиям.

1*Ледяная Богиня10/21/2001 4:29:10 PM
Как выглядит смерть человека? Этот вопрос люди задавали себе со времен возникновения человечества. Но вопреки тому, что смерть нас очень интересует, большинству из нас тяжело говорить о ней. В основе этого лежат две причины. Первой является психологическая и гуманная: "Смерть - тема табу". Мы ощущаем (иногда чисто подсознательно), что наше даже косвенное соприкосновение со смертью сопровождается представлениями о собственной смерти. Оно приближает ее и заставляет задуматься.
Другая причина трудностей в дискуссиях о смерти сложнее, поскольку врастает в саму природу языка. Большая часть слов человеческого языка описывает опыты, относящиеся к телесным ощущениям. Смерть находится вне предела досягаемости сознательного опыта, поскольку большинство людей никогда ее не переживали.
Раз уж мы говорим о смерти, будем избегать общепринятых табу и глубоко укоренившихся языковых дилемм, являющихся следствием нашей неопытности.
Смерть и "умирание" мы сравниваем с явлениями, которые нам известны. Обычные аналогии этого типа можно провести между смертью и сном. "Когда мы умираем, мы как будто засыпаем", говорим мы сами себе.
Эта речевая фигура появляется как в обыденном мылшении и разговоре, так и в литературе многих культур и эпох.
Несомненно, это стало привычным и у древних греков.
Гомер, например, в "Илиаде" называет сон "братом смерти", а Платон в диалоге "Апология Сократа" говорит устами Сократа, только что приговоренного к смерти афинским судом:
"Если смерть - это сон без сноведений, то она является великим даром.
Предположим, кто-то попросил вспомнить ту ночь, в которую он крепко спал и ему ничего не снилось, и сравнить эту ночь с остальными днями и ночами своей жизни, то получится, что таких счастливых дней и ночей, как эта, было крайне мало.
Если смерть такова, то я утверждаю, что это - дар, поскольку в этом состоянии и вечность является одной-единственной ночью.



Страницы: 0 1
Яндекс цитирования