Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


ДНЕВНИК. Творчество для себя?






4БелыйЛис5/5/2003 12:03:46 AM
Eug --> (2)

То есть, сразу? В момент начала дневника?
Мысли о честолюбии?
Сомневаюсь:)

3БелыйЛис5/5/2003 12:02:15 AM
История дневников. Если вести, то как? зачем? для чего?
Немного информации...


Дневник, -а, м. 1. Записи, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок.

(С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Дневник. Отличается с Петровской эпохи. Словообразовательная калька с французского journal – «газета, журнал», суффикс производного от journee – «день».

(Этимологический словарь)

Журнал, -а, м. 1. Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи или художественные произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания. 2. Книга или тетрадь для периодической записи событий, решений, постановлений.

(С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Интимный (фр.), самый глубокий, внутренний – глубоко личный, сокровенный, близкий, задушевный.

(Словарь иностранных слов)

Лирический – имеющий характер лирики, склонный к душевным излияниям, чувствительный.

(Словарь иностранных слов)

Лейтмотив (нем.) – руководящий мотив – 1) мотив (тема), повторяющийся на протяжении всего музыкального произведения; 2) основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.

(Словарь иностранных слов)

Мемуары (фр.) – воспоминания – 1) литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником которых был автор; 2) уст. научные записки, собрание научных статей, издаваемых ученым обществом или учреждением.

(Словарь иностранных слов)

Страстная интонация – сильно выраженное чувство, крайнее увлечение, передаваемое через интонацию произведения.

Совет академика Д.С. Лихачева:
«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например».

Дневники представляют исключительную ценность как содержащие материалы, не находящие отражения ни в официальных документах, ни в источниках других типов.
Дневники дают представление о другой – закулисной стороне изучаемого явления.
Историю возникновения дневниковых записей условно можно разделить на следующие этапы:

1-й этап – Древняя Русь. В этот период отсутствуют русские мемуары и имеются лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.
2-й этап – XV–XVI вв. Появляются различного рода записки, сказания, принадлежащие русским людям. Эти произведения содержат в себе начала мемуарного (дневникового) жанра, но их еще трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение А.М. Курбского «История о великом князе Московском...».
3-й этап – XVII в. Дальнейшее развитие жанра, но эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.
4-й этап – XVIII в. Период утверждения мемуарного жанра, но только к концу XVIII века дневники приобретают четко очерченный вид.
5-й этап – XIX – начало XX в. Количество дневников возрастает (по сравнению с XVIII веком примерно в 10 раз).

Что же такое дневник, или журнал? Это литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Дневник пришел в литературу из реальной жизни. Уже Свифт в «Дневнике для Стеллы» и Дефо в «Робинзоне Крузо» использовали способность дневника создавать впечатление достоверности, жизненной полноты. Один из заранее подготовленных учеников выразительно читает запись из дневника Робинзона Крузо:

«4 ноября 1659 года. Распределил свое время, назначив определенные часы для охоты за дичью, для работы, для сна и для развлечений. С утра, если нет дождя, часа два-три брожу по острову с ружьем, затем до одиннадцати работаю, в одиннадцать завтракаю, с двенадцати до двух отдыхаю (так как это самая жаркая пора дня), с двух опять принимаюсь за работу. Все рабочие часы в последние два дня я мастерил стол. В то время я был еще плохим столяром. Но чему не научит нужда! Я становлюсь мастером на все руки. Без сомнения, такого же мастерства достиг бы и всякий другой, если бы очутился в моем положении».

Дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего. Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, страстность интонации.

Некоторые отрывки из дневников...

«М.М. Пришвин. Дневник “Глаза земли” 1950 г. В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячу лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной».


Дневник М.М. Пришвин вел всю жизнь. Он был убежден, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился.
Из дневника узнается жизнь человека, его думы, настроение. Как часто бывает, что великий человек велик во всем, даже в пророчестве.
Марина Цветаева при рождении сына записала в дневнике: «Мальчиков нужно баловать – им, может быть, на войну придется». И ее любимый сын гибнет на полях Великой Отечественной.

Существует три разновидности использования дневника как жанра в литературе:

1) Чисто литературный, целиком вымышленный дневник, представляющий собой либо само произведение («Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина), либо значительную его часть («Журнал Печорина» в «Герое нашего времени»
М.Ю. Лермонтова, оставшийся в черновиках пушкинского «Евгения Онегина» альбом Онегина.)

2) Настоящие дневники писателей либо заранее предназначенные для публикации («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского), либо ведущиеся для себя (дневник Л.Н. Толстого). В обоих случаях степень литературной завершенности дневника различна.
Дневники писателей, ученых, артистов и других великих людей, даже не предназначавшиеся для опубликования, тем не менее бывают очень выразительными, богаты мыслями, чувствами, идеями, а их художественная ценность часто соперничает со специально создаваемыми дневниками литературных героев. «Всякая жизнь интересна, – писал А.Герцен, – не личность, так среда, страна занимает, жизнь занимает».

«1863 год 5 января. Счастье семейное поглощает меня всего, а ничего не делать нельзя. За мной стоит журнал; часто мне приходит в голову, что счастье и все особенные черты его уходят, а никто его не знает и не будет знать, а такого не было и не будет ни у кого, и я создаю его. “Поликушка” мне не нравится. Я читал его у Берсов.
Люблю я ее, когда ночью или утром я проснусь и вижу – она смотрит на меня и любит. Люблю я, когда она сидит близко ко мне, и мы знаем, что любим друг друга».
(Л.Толстой)

И пусть следующая запись в дневнике Л.Толстого относится к 21.10.1909 г., но как современно она звучит сейчас:

«Одна из главных причин ограниченности людей нашего интеллигентного мира – это погоня за современностью, старание узнать или хоть иметь понятие о том, что написано в последнее время... И эта поспешность и набивание головы современностью, пошлой, запутанной, исключает всякую возможность серьезного, истинного, нужного знания... У нас есть результаты мыслей величайших мыслителей... Будда, Конфуций, Христос, Сократ, Руссо, Кант и многие другие...».

Даниил Гранин написал повесть «Эта странная жизнь», в которой познакомил нас с великим ученым-биологом Любищевым, с его дневниками. Для этого ученого важно было Время как возможность творения. Именно поэтому его дневники вели «учет времени». Например:

Основная научная работа – 59 часов 45 минут
Систематическая энтомология – 20 часов 55 минут
Дополнительные работы – 50 часов 25 минут
Организационные работы – 5 часов 40 минут
__________________________________________
Итого: 136 часов 45 минут

136 часов 45 минут в месяц только на научную работу! Строгий учет времени всю жизнь! И дневники в том помощники.

3) Дневники обыкновенных людей – просто датированные записи о различных волновавших автора чувствах и событиях. Так в мировой фонд произведений о борьбе с фашизмом вошел «Дневник Анны Франк».

Не менее сильно прозвучал в «Блокадной книге» А.М. Адамовича и Д.А. Гранина дневник 12-летнего ленинградца Юры Рябинкина.

«22 сентября 1941 года. Новости с фронта крайне плохие. Пал Киев. Это значит, что треть немецкого плана выполнена. Неужели немцев не отшвырнут от Ленинграда? Всюду говорят, что Ленинград окружен немцами, а немцы окружены сибирской армией под командованием Кулика...».

Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного. Поэтому так потрясают строчки, написанные погибшей в блокадном Ленинграде Таней Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года». «Савичевы умерли... умерли все... осталась одна Таня». Четко, до минут, отметив время смерти своих близких, Таня сама умерла в мае 1944 года.
Поэтому так влекут к себе дневники Л.Н. Толстого. Поэтому так невосполнима потеря дневников Пушкина, уничтоженных им самим.
Дневник – свидетельство времени. Откроем зимний дневник Тани Найденовой «Бьют из пушек где-то очень близко». Таня – дочь московского промышленника Александра Найденова. Он своим детям дал прекрасное образование. Дневник 19-летней москвички сегодня читается не как исторический документ, а как записки близкого и понятного нам человека. Мы узнаем в девушке самих себя – с нашей болью, сомнениями и тревогой.

«8 ноября 1905 года. Сегодня получила письмо от Антонины Владимировны. Она пишет, что надо быть сильным человеком, забрать себя в руки и радоваться всему немногому хорошему, что дает жизнь. Постараюсь последовать ее совету, буду еще больше заниматься и тогда, может быть, все забуду... Так хочется быть настоящим сильным человеком, а я такая бесхарактерная, никуда не годная. Звонил Саша. На фабрике опять начинаются беспорядки».

Литературное значение дневника выходит далеко за рамки произведений, написанных в его форме. Дневник может называться «Письма русского путешественника», как у Н.М. Карамзина, «Ни дня без строчки», как у Ю.К. Олеши, «Записки юного врача», как у М.А. Булгакова, или не иметь названия – все равно он сохраняет свежесть и честность взгляда на мир и на себя.
Но есть область литературы, в которой фальшь и лицемерие, ограниченность и ханжество, запечатленные в дневниковых записях, только помогают создать разоблачительный образ их автора – это область сатиры. Именно для этого Н.А. Островский ввел в свою пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» дневник Глумова.

«Манефе 25 рублей, ей же еще 25 рублей... Дура набитая, а берется предсказывать! Учил, учил, насилу наладил. Ей же послано: бутылка рому...
Двум приживалкам Турусиной за гадание на картах и за рассказывание снов, в которых они должны видеть каждый день меня, по семи рублей с полтиной и по серебряной табакерке, десять рублей за обе». И когда дневник похитили, Глумов восклицает: «Зачем я его завел? Что за подвиги в нем записывал? Нет, уж если такие дела делать, так нечего их записывать! Ну, вот и представил публике “Записки подлеца, им самим написанные”.


Распространение дневниковой формы в русской и европейской литературе XVIII века связано с сентиментализмом, культивирующим интерес к внутреннему миру человека.
К форме дневника прибегают авторы «путешествий» – жанра, разработанного английским писателем Л.Стерном в «Сентиментальном путешествии». Вот что записывает Н.М. Карамзин в «Письмах русского путешественника».
Читает ученик:

«Тверь. 18 маия 1789 г. Расстался я с вами, милые, расстался! Сердце мое привязано к вам всеми нежнейшими своими чувствами, а я беспрестанно от вас удаляюсь и буду удаляться».

Эти дневники лежат в основе отечественной традиции психологической прозы. «В “Письмах русского путешественника” впервые склонилась, плакала, любила и понимала русская душа чудный мир Западной Европы, тогда как раньше, в течение века, она смотрела на него тусклыми, но не отвечающими ему глазами», – писал В.В. Розанов.
В XIX веке писатели обращаются к дневнику как форме углубленного исследования характера. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов специально мотивирует обращение к форме дневника интересом к «истории души человеческой», «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Дневник подчеркивает откровенность самохарактеристик Печорина. (Об этом подробнее на уроке литературы по теме «Журнал Печорина».)
Для ведения дневниковых записей надо всегда помнить опыт писателя Д.Фурманова: «Коплю материалы: все, что увижу, что услышу интересное, что прочту – сейчас же записываю...».

«Заповедь ведущего дневник»:

1. «Ни дня без строчки» (Олеша).
2. Каждую запись датируй.
3. Будь искренним и честным в записях.
4. Если пишешь путевой дневник – точно обозначай даты, широты, места нахождения.
5. Не читай чужого дневника без разрешения!

Форма ведения дневника свободная. Литературный дневник ведется только для себя. Ведение его вырабатывает навык самостоятельного мышления.
Часто из дневниковых записей можно узнать о творческих планах писателя. Вот что читаем в дневнике К.Чуковского за 1925 год.

«Пришло в голову написать статью о пользе фантастических сказок, столь гонимых теперь. Вот такую. Беременная баба узнала, что на таком-то месяце ее будущий младенец обзавелся жабрами. – О горе! не желаю рожать щуку. – Потом еще немного – у младенца вырос хвост: – О горе! не желаю рожать собаку! Успокойся, баба, ты родишь не щуку, не собаку, а человека. Чтобы стать человеком, утробному младенцу необходимо побывать вчерне и собакой, и щукой. Таковы были все – и Лев Толстой, и Эдисон, и Карл Маркс. Много черновых образцов сменяет природа для того, чтобы сделать нас людьми. В три года становимся фантастами, в четыре – воинами и т.д. Этого не нужно бояться. Это те же собачьи хвосты. Черновики. Времянки. Самый трезвый народ – англичане дали величайших фантастов. Пусть звери для 4-летних младенцев говорят – ибо все равно для младенцев все предметы говорят...».

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остается один на один перед лицом горя или неразрешенного конфликта, утраты или выбора.
Дневник – один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, умение контролировать себя, вырабатывают дисциплинированность, вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.
Даже не становясь литературным событием, дневник все равно – явление культуры!

Будем помнить, что вести дневник – значит дисциплинировать себя, шлифовать свои мысли и фразы, лучше разбираться в жизни, глубже познавать себя, ведь «...слова – единственное, что будет жить вечно» (Гэзлитт).

(с) Из недр инета, информационного

2Eug5/4/2003 11:32:44 PM
Пружина чести - наш кумир,
и вот на чем вертится мир.
А.С.Пушкин.


Дневник - памятник честолюбию.


1БелыйЛис5/4/2003 11:20:53 PM
Тридцатилетняя литераторша Бриджет Джонс (Рене Зеллвегер) толста телом и остра на язык. А потому страдает хроническим одиночеством: пьет, курит и горланит песни на пару с радиоприемником. Чтобы сдвинуть личную жизнь с мертвой точки, Бриджет заводит дневник и роман. Дневник она использует для записей своих едких и остроумных замечаний, а роман с красавцем-начальником (Хью Грант) - для высказывания этих замечаний вслух…

Комедия Шерон Магуайр – экранизация одноименного романа феминистки Элен Филдинг. В 90-х годах роман “Дневник Бриджет Джонс” числился в списках мировых бестселлеров. Фильм повторил судьбу литературного первоисточника - после двух недель проката получил статус культового.

Миллионы толстушек по всему миру восприняли картину как руководство к действию и принялись “делать жизнь” с Бриджет Джонс. Так комедия превратилась в рекламу канцтоваров - после премьеры фильма объемы продаж дневников в Великобритании возросли в несколько раз.



Как связано желание вести дневник с... одиночеством?M

Страницы: 0 1 2 3
Яндекс цитирования