КультПоход! Или как давно Вы были в театре? |
92 | Монголо-Татариган | 2/5/2002 1:06:54 PM | "Как он съел собаку" Что понял о жизни и искусстве Евгений Гришковец
Тридцатичетырехлетний Гришковец едва ли не возглавляет сегодняшний список модных российских драматургов. Обладатель двух «Золотых масок» (в номинациях «Новый театр» и «Приз критики», когда из 80 критиков за него проголосовали 68), лауреат молодежного «Триумфа», он ставится в московских и питерских театрах, ему аплодируют в Европе... Для интервью Гришковца удалось поймать в Тбилиси, где на фестивале «Арт-Груз» с большим успехом был сыгран его моноспектакль под названием «Одновременно».
- Евгений, как вам удается делать спектакли для всех? - Именно на любого и рассчитан спектакль - вне зависимости от страны проживания, возраста, профессии. Я его играл в Лондоне, возил по всей Германии, были Швейцария, Франция, Польша, Финляндия, Швеция. - А живете постоянно в Москве? - Нет. В Москву приезжаю только на гастроли. Меня, кстати, в Питере потому так сильно любят, что я не московский. Все время пытаются спровоцировать на антимосковские разговоры, а я в них никогда не участвую. Я родился в Кемерово, а в 98-м году переехал жить в Калининград, в Кенигсберг. - Почему именно эту точку на земле вы выбрали? - Как писал Бродский, «если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Так вот, это глухая провинция - чудесная, удобная, прекрасная. Сейчас мы купили маленький домик у моря с яблонями, зеленью, и все там живем. - Все — это кто? - У меня жена, дочь и сейчас приехали мои любимые родители. У меня еще есть брат, которому всего пятнадцать лет. Так вот от нашей провинции 120 км до Гданьска, 160 до Берлина и 240 до Варшавы. Я сыграл спектакль в Варшаве, звоню в Калининград, спрашиваю, как быстрей добраться. Мне говорят, да вызови такси. - Европейский дух в бывшем Кенигсберге по-прежнему ощущается? - Да. Там жил Кант. Он преподавал всемирную географию в университете, но ни разу в жизни не выехал из Кенигсберга. И еще одна достопримечательность: я живу в ста метрах от того места, где родился Гофман. Здесь я понял, наконец, почему он так много писал про грецкие орехи и Щелкунчика. Там растет грецкий орех, но он не вызревает и остается маленьким и монолитным - его невозможно разбить. И вот мальчик Гофман брал эти орехи, бил их молотком, зажимал между дверями, ломал двери, а его папа, наверное, удивлялся, почему опять сломана дверь, и ставил сына в угол. У Гофмана этот орех застрял в голове навсегда, вот он и придумал Щелкунчика. Это мое открытие. - Чему и где надо учиться, чтобы состояться, как вы? - Надо не обижаться. Это самая главная наука. Я делал спектакль «Как я съел собаку», где я рассказывал про службу на флоте, и говорил там нелицеприятные вещи. Я рассказывал универсальную историю взросления. Если бы я не повзрослел так, я повзрослел бы иначе. Но самое главное, там нет обиды на то, что было. Человеку через многое надо пройти, чтобы добыть драгоценный опыт. Мне казалось, что после закалки на флоте я уже все знаю, что это уже навсегда. И вдруг перестройка, все перевернулось, и тот мой опыт оказался прошлым. Опять все надо было начинать сначала. И так всю жизнь. Я играю этот спектакль в настоящей матросской робе, но старого образца. Ее перестали выпускать уже в семидесятом году. Мне привез эту форму вице-адмирал, командующий Балтийским флотом, он ее нашел на стратегических складах в Санкт-Петербурге. - А почему вам такие привилегии от военных? - Меня любят моряки. Был такой случай. После спектакля, я играл на «Маске», в моей гримерной стоят Максим Суханов, Олег Янковский, все разговаривают, смеются. И вдруг заходит человек, который явно никогда в гримерках не бывал. Ему лет 50, он седой, большой, красивый, и у него слезы на глазах. Он так, не глядя, раздвигает всех, идет ко мне. Подошел, пожал руку и сказал: «Спасибо. Я был командиром крейсера». И пошел. Максим Суханов вслед ему, негромко: «А он не наврал?». Он поворачивается и говорит: «Моряки вообще не врут». Этот человек в первый раз в жизни пришел за кулисы. Ему нужно было это сделать. Вот - событие. — И все-таки, где вы учились? - Я заканчивал Кемеровский государственный университет, филфак. Я литературовед. Все время занимался Гумилевым, вернее, проблемами композиции. Три года я сидел над этой работой, потом в 91-м году меня пригласили в Бостон — преподавать и заниматься стиховедением. Но тогда у меня уже были некоторые успехи с моей Кемеровской труппой, и я решил, что бросаю науку. Позже, когда я сидел без денег и ходил по Москве пешком, начал сомневаться: не зря ли это сделал. А сейчас думаю, что не зря. Потому что в Бостоне хуже, чем здесь. - Сколько всего у вас пьес? - Три пьесы и два монолога. Причем монологи я сначала играю, потом их записываю. - С кем из писателей вы ощущаете духовную связь? - Самый близкий мне автор - Бунин. У меня магическая связь с его «Жизнью Арсеньева», я не могу это читать, я начинаю плакать после нескольких страниц, мне его читает жена вслух. Я знаю этот текст наизусть и все равно хочу его слышать. - А какие пьесы любите? - Первую часть «Гамлета». Вторая часть, по-моему, неудачная -все, что касается сумасшедшей Офелии просто невозможно ставить. Потом «Вишневый сад- Чехова и «На дне» Горького - Абсурдистов не приткнете? - Нет. Хотя я считаю, что Беккет был довольно нежный человек, но в то же время это не мое. - По вашим словам, спектакль можно поставить, имея в кармане пять долларов... - Абсолютно. Зрителю, как говорил Питер Брук, нужен человек, который рассказывает историю. Те два спектакля, благодаря которым я стал известен - они сделаны никак. То есть, они сделаны дома. Первый раз я играл « Как я съел собаку» для семнадцати зрителей в курилке у завлита Театра Армии. «Одновременно» я играл на фестивале «НЕТ» («Новый европейсвай театр») - без репетиций, для них у меня не было возможностей. Если бы я сейчас стал делать спектакли такта же манером, мне бы сказали: «Это уже было». - Вам сказал бы: «Не прибедняйся». - Да, потому что это было бы нечестно. Мой новый спектакль будет стоить 30-40 тысяч долларов, но я сделаю так, чтобы это не бросалось в глаза. Это лишь будет приятным фоном, прежде всего для актрисы. - Где и с кем это будет? - В Москве, в « Школе современной пьесы». С кем - сказать пока не могу. - А еще что-нибудь ваше сейчас в Москве ставится? - «Город» - во МХАТе. Там будут заняты очень хорошие артисты. Я представляю, как может сыграть главную роль Женя Миронов, что, вполне возможно, и случится. - Вы сами считаете себя kем? - Я себя считаю русским драматургом, при этом я всегда из своих спектаклей убираю все сугубо национальное и оставляю только то, что" универсально. Зрителю всегда нужен тот человек, которого он готов услышать, который живет с ним в одном времени, т.е. универсальный. И при этом, только будучи по-настоящему национальным драматургом - русским, грузинским, немецким, ты можешь стать универсальным. Только в этом случае.
Вера Церетели
"Новые известия" (Октябрь 2001)
|
91 | Монголо-Татариган | 2/5/2002 12:56:55 PM | Рекомендую поклонникам Евгения Гришковца!
|
90 | Vanka | 2/4/2002 7:38:23 PM | Morrigan?!. --> (89) Присоединяюсь к компании любителей спектакля "Мужской род, единственное число". На днях сходили с подружкой и получили колоссальное удовольствие! Какие еще качественные комедии сейчас идут? Посоветуйте, кто знает...
И второе: кто-нибудь видел "Три товарища" в "Современнике"?
|
89 | Morrigan?!. | 1/16/2002 3:45:45 PM | Vanka --> (88) А мы сидели в первом ряду! Мечта сбылась наконец-то! Мы счастливы! Ты права, контрабас - главный инструмент в оркестре...
|
88 | Vanka | 1/16/2002 12:08:46 AM | Спасибо, Morrigan?!. Я-таки сходила на "Контрабас"! Наконец-то... Что сказать, я в полном восторге. Никогда не думала, что меня (честно говоря, не большую поклонницу классической музыки и консерватории) можно было настолько увлечь рассказом о тонкостях оркестровой игры. Для тех, кто не в курсе - в оркестре главный инструмент - контрабас:)))).. Но, в принципе, профессия главного героя не так важна. Это мог быть кто угодно - пекарь, сапожник или программист... Главное другое - фанатическая преданность своему делу. Увы, в ущерб семейному счастью... Один актер, два часа действия, и все на одном дыхании. Константину Райкину - брависимо! Таких мощных актеров на театре, действительно, мало.
|
87 | Vanka | 1/10/2002 10:41:43 PM | Morrigan?!. --> (86) С удовольствием составлю компанию. Когда, где, сколько?
|
86 | Morrigan?!. | 1/10/2002 9:39:09 PM | 13.01.2002 Сатирикон "Контробас"
Присоединяйтесь!!!!
|
85 | Кaйман | 12/26/2001 6:06:48 PM | Кто-нибудь видел в театре Ермоловой "Суббота, воскресенье, понедельник"? Что скажете?
|
84 | Искра* | 12/10/2001 10:55:44 AM | BigPig --> (83) Иисус Христос супер звезда идет постоянно, насколько я знаю...
|
83 | BigPig | 12/9/2001 11:39:42 PM | Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (75) вроде играет - кажется, програмку надо у спутницы забрать, тогда точно скажу
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (77) Квартет И совершенно не нравится (судя по шЮткам на радио), но это мое мнение, не знаю уж как они играют. Про Кортнева соглашусь - прикольный человек ;)
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (78) ждем-с ;)
Искра* --> (80) не смотрел, хотелось бы! Идет он счас или нет?
Искра* --> (79) ага, согласен! (53-реплика)
|
80 | Искра* | 12/4/2001 5:16:04 PM | И еще театр Моссовета...Я б опять сходила. Посмотреть Иисуса христа -суперзвезду! Очень интересно, кто там играет сейчас...ходила раза три, и всегда что-то новое...вообще здорово сделано...и идея мне нравится...
|
79 | Искра* | 12/4/2001 5:13:29 PM | Театр Вахтангова, постановка - Сирано де Бержерак. В главной роли Суханов. Это потрясающе, так держать зал в течении 2 часов, заставлять плакать, а через 2 минуты смеяться. Ну и соответственно имеются,присущие каждому театру изюминки, которые не встретишь в других постановках:)) Сказать, что я была в восторге, ничего не сказать!....Рекомендую...интересна будет организация сего действа, поскольку билеты надо брать заранее... Кино в плане массового мероприятия, гораздо удобней...но малчу-малчу...хотя любителям непростых фильмов, могу кое-что рекомендовать...из последнего:)) (простите, я опять против правил....кулема такая:))
|
78 | Спокойно, Дубровский, я Маша! | 12/3/2001 11:12:03 AM | На этой неделе иду на "Шанс" в "Летучую мышь" и "Счастливого принца" в ТЮЗ. Напишу потом о впечатлениях... :)
|
77 | Спокойно, Дубровский, я Маша! | 12/3/2001 11:10:22 AM | В пятницу, наконец-то, побывали на упорно раскручиваемом "Дне радио". :) Ну, что вам сказать?.. На самом деле это весьма веселый стёб "Квартета И", "Несчастного случая" и "Нашего радио" во главе с Мишей Козыревым на тему - "один аврально-сумасшедший день из жизни радиостанции". :) Никакой смысловой нагрузки, просто яркое веселое музыкальное зрелище с пародией на знакомые каждому эфирные ситуации и известных музыкальных исполнителей. :) Для хорошего настроения стоит посмотреть. :) Ой, чуть не забыла сказать! :) Кортнев, оказывается, прекрасный актер! :) Он замечательно танцует и вообще держится очень артистично. :)
|
76 | Спокойно, Дубровский, я Маша! | 12/3/2001 10:50:53 AM | Посмотрела в ТЮЗе "Свидетель обвинения". Очень стильненький спектакль а-ля "Мери Поппинс до свиданья"! :))) Замечательно создана атмосфера традиционного восприятия Англии - море зонтиков, чеканное "сэр", элегантные строгие костюмы из серо-клетчатой шерсти, медвежья шапка бигбендовского часового... :) Вообще спектакль поставлен по известному произведению Агаты Кристи (был такой фильм с Марлен Дитрих), сюжетная линия закручена довольно интригующе, по ходу спектакля есть яркие сцены, но финал по своей неожиданности, эффектности и красоте превосходит все предположения возникающие в ходе развития событий. :) Актеры заняты сильные, играют добротно. Очень эффектна центральная роль в исполнении Ольги Демидовой. Из наиболее известных актеров в спектакле занят Игорь Ясулович. Приятное музыкальное оформление в стиле мюзикла с пением и синхронными танцами. В отдельных сценах очень интересное выразительное световое решение. :) Резюме, на мой взгляд, спектакль достоин внимания и может привлечь разного зрителя. Кому-то будут интересны перепетии детектива, а кому-то будет интересна эстетическая сторона спектакля. :)
|
75 | Спокойно, Дубровский, я Маша! | 12/3/2001 10:11:21 AM | BigPig --> (74)
В шамировском "Маскараде", кажется, финальная сцена поставлена по черновикам Лермонтова, в результате чего она получилась в три раза короче, чем в основном варианте... А как там Ирина Гринева играет? Мне она очень понравилась в "Борисе Годунове"... :)
|
74 | BigPig | 12/2/2001 11:44:04 PM | был на Маскараде в Станиславского. Сыграно очень хорошо, но довольно грустная вещь... Посмотреть советую
еще на Иванов в Малом - очень понравилось. Соломин ставил и играет в спектакле. Зал стоя апплодировал. Хотя тоже грустно, но тут Чехов - иногда и посмеятся можно.
Обе вещи понравились - классика forever!
|
73 | BigPig | 10/31/2001 11:19:16 PM | вот сегодня был в филиале Маяковского на Сухаревской. Спектакль по Островскому "Наливные яблоки или правда - хорошо". Комедия. Ввиду навалившегося депрессника объективно оценивать комедии не могу - но зал ржал очень часто... Спутница тоже в всоторге- думаю стоит сходить, для любителей комедий и Островского - оптимально.
Всех с праздником Heloween!
|
72 | КСПшник | 10/30/2001 5:03:08 PM | Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (70) я его в 93-ем или 94-ом видел, совершенно случайно, по лишнему билетику попал на премьеру... это ДАА.
Sorry - очень сильная вещь. "Школа для эмигрантов", честно говоря, не понравилась.
Женька.
|
71 | Morrigan Смеется!!! | 10/29/2001 11:31:21 PM | Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (61) Да, там же до сих пор.
|
70 | Спокойно, Дубровский, я Маша! | 10/29/2001 12:37:28 PM | КСПшник --> (69)
"Рюи Блаз" не смотрела, к сожалению. Но этот спектакль не идет уже лет пять.
Из сегодняшнего репертуара Ленкома, как раз, "Сорри" я и не видела :(, ну и последнюю премьеру "Шут Балакирев" еще. А "Фигаро" очень нравится. :) Еще люблю ленкомовские "Королевские игры" и "Чайку".
А по поводу театра Сатиры мое мнение весьма нелестное. Каждое новое посещение этого театра отбивает всякую охоту идти туда снова в ближайшее время. Хотя, может быть такое ощущение оставили именно последние два просмотра - "Секретарши" и "Андрюша". Оба спектакля не понравились - низкопробные капустники, а последний еще и с наигранным пафосом. Но это мое личное мнение, хотя и не только. А вот от просмотра "Трехгрошевой оперы" и "Укрощения строптивой" остались приятные ощущения. Впрочем, главным образом от игры Гаркалина и Васильева, а не от режиссерских решений. Гаркалин очень органичен в своих импровизациях, нарушающих порой, традиционный ход спектакля, Наблюдать за этим очень интересно. :)
|
69 | КСПшник | 10/29/2001 11:20:08 AM | Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (68) а как же "Рюи Блаз"? его, говорят, сняли с репертуара :-((
в "Ленкоме" безумно сильная вещь - Sorry с Караченцевым и Чуриковой. и "Женитьба Фигаро" весьма неплоха...
а что мы думаем про Театр Сатиры?
Женька
|
68 | Спокойно, Дубровский, я Маша! | 10/29/2001 10:22:01 AM | BigPig --> (67)
Да, контромарка оченно полезная вещь. :)) Но не везде же есть знакомые, их виписывающие...
"Юнона и Авось" в Ленкоме. В живом варианте смотрела раза три, очень люблю... :) А в Моссовете вот уже 10 лет идет супер-мюзикл "Иисус Христос - Суперзвезда". У меня очень трепетное отношение к этому театру, вот и поинтересовалась... :)
|
|
|