Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


КультПоход! Или как давно Вы были в театре?






92Монголо-Татариган2/5/2002 1:06:54 PM

"Как он съел собаку"
Что понял о жизни и искусстве Евгений Гришковец


Тридцатичетырехлетний Гришковец едва ли не возглавляет сегодняшний список модных российских драматургов. Обладатель двух «Золотых масок» (в номинациях «Новый театр» и «Приз критики», когда из 80 критиков за него проголосовали 68), лауреат молодежного «Триумфа», он ставится в московских и питерских театрах, ему аплодируют в Европе... Для интервью Гришковца удалось поймать в Тбилиси, где на фестивале «Арт-Груз» с большим успехом был сыгран его моноспектакль под названием «Одновременно».

- Евгений, как вам удается делать спектакли для всех?
- Именно на любого и рассчитан спектакль - вне зависимости от страны проживания, возраста, профессии. Я его играл в Лондоне, возил по всей Германии, были Швейцария, Франция, Польша, Финляндия, Швеция.
- А живете постоянно в Москве?
- Нет. В Москву приезжаю только на гастроли. Меня, кстати, в Питере потому так сильно любят, что я не московский. Все время пытаются спровоцировать на антимосковские разговоры, а я в них никогда не участвую.
Я родился в Кемерово, а в 98-м году переехал жить в Калининград, в Кенигсберг.
- Почему именно эту точку на земле вы выбрали?
- Как писал Бродский, «если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Так вот, это глухая провинция - чудесная, удобная, прекрасная. Сейчас мы купили маленький домик у моря с яблонями, зеленью, и все там живем.
- Все — это кто?
- У меня жена, дочь и сейчас приехали мои любимые родители. У меня еще есть брат, которому всего пятнадцать лет. Так вот от нашей провинции 120 км до Гданьска, 160 до Берлина и 240 до Варшавы. Я сыграл спектакль в Варшаве, звоню в Калининград, спрашиваю, как быстрей добраться. Мне говорят, да вызови такси.
- Европейский дух в бывшем Кенигсберге по-прежнему ощущается?
- Да. Там жил Кант. Он преподавал всемирную географию в университете, но ни разу в жизни не выехал из Кенигсберга. И еще одна достопримечательность: я живу в ста метрах от того места, где родился Гофман. Здесь я понял, наконец, почему он так много писал про грецкие орехи и Щелкунчика. Там растет грецкий орех, но он не вызревает и остается маленьким и монолитным - его невозможно разбить. И вот мальчик Гофман брал эти орехи, бил их молотком, зажимал между дверями, ломал двери, а его папа, наверное, удивлялся, почему опять сломана дверь, и ставил сына в угол. У Гофмана этот орех застрял в голове навсегда, вот он и придумал Щелкунчика. Это мое открытие.
- Чему и где надо учиться, чтобы состояться, как вы?
- Надо не обижаться. Это самая главная наука. Я делал спектакль «Как я съел собаку», где я рассказывал про службу на флоте, и говорил там нелицеприятные вещи. Я рассказывал универсальную историю взросления. Если бы я не повзрослел так, я повзрослел бы иначе. Но самое главное, там нет обиды на то, что было. Человеку через многое надо пройти, чтобы добыть драгоценный опыт. Мне казалось, что после закалки на флоте я уже все знаю, что это уже навсегда. И вдруг перестройка, все перевернулось, и тот мой опыт оказался прошлым. Опять все надо было начинать сначала. И так всю жизнь. Я играю этот спектакль в настоящей матросской робе, но старого образца. Ее перестали выпускать уже в семидесятом году. Мне привез эту форму вице-адмирал, командующий Балтийским флотом, он ее нашел на стратегических складах в Санкт-Петербурге.
- А почему вам такие привилегии от военных?
- Меня любят моряки. Был такой случай. После спектакля, я играл на «Маске», в моей гримерной стоят Максим Суханов, Олег Янковский, все разговаривают, смеются. И вдруг заходит человек, который явно никогда в гримерках не бывал. Ему лет 50, он седой, большой, красивый, и у него слезы на глазах. Он так, не глядя, раздвигает всех, идет ко мне. Подошел, пожал руку и сказал: «Спасибо. Я был командиром крейсера». И пошел. Максим Суханов вслед ему, негромко: «А он не наврал?». Он поворачивается и говорит: «Моряки вообще не врут». Этот человек в первый раз в жизни пришел за кулисы. Ему нужно было это сделать. Вот - событие.
— И все-таки, где вы учились?
- Я заканчивал Кемеровский государственный университет, филфак. Я литературовед. Все время занимался Гумилевым, вернее, проблемами композиции. Три года я сидел над этой работой, потом в 91-м году меня пригласили в Бостон — преподавать и заниматься стиховедением. Но тогда у меня уже были некоторые успехи с моей Кемеровской труппой, и я решил, что бросаю науку. Позже, когда я сидел без денег и ходил по Москве пешком, начал сомневаться: не зря ли это сделал. А сейчас думаю, что не зря. Потому что в Бостоне хуже, чем здесь.
- Сколько всего у вас пьес?
- Три пьесы и два монолога. Причем монологи я сначала играю, потом их записываю.
- С кем из писателей вы ощущаете духовную связь?
- Самый близкий мне автор - Бунин. У меня магическая связь с его «Жизнью Арсеньева», я не могу это читать, я начинаю плакать после нескольких страниц, мне его читает жена вслух. Я знаю этот текст наизусть и все равно хочу его слышать.
- А какие пьесы любите?
- Первую часть «Гамлета». Вторая часть, по-моему, неудачная -все, что касается сумасшедшей Офелии просто невозможно ставить. Потом «Вишневый сад- Чехова и «На дне» Горького
- Абсурдистов не приткнете?
- Нет. Хотя я считаю, что Беккет был довольно нежный человек, но в то же время это не мое.
- По вашим словам, спектакль можно поставить, имея в кармане пять долларов...
- Абсолютно. Зрителю, как говорил Питер Брук, нужен человек, который рассказывает историю. Те два спектакля, благодаря которым я стал известен - они сделаны никак. То есть, они сделаны дома. Первый раз я играл « Как я съел собаку» для семнадцати зрителей в курилке у завлита Театра Армии. «Одновременно» я играл на фестивале «НЕТ» («Новый европейсвай театр») - без репетиций, для них у меня не было возможностей. Если бы я сейчас стал делать спектакли такта же манером, мне бы сказали: «Это уже было».
- Вам сказал бы: «Не прибедняйся».
- Да, потому что это было бы нечестно. Мой новый спектакль будет стоить 30-40 тысяч долларов, но я сделаю так, чтобы это не бросалось в глаза. Это лишь будет приятным фоном, прежде всего для актрисы.
- Где и с кем это будет?
- В Москве, в « Школе современной пьесы». С кем - сказать пока не могу.
- А еще что-нибудь ваше сейчас в Москве ставится?
- «Город» - во МХАТе. Там будут заняты очень хорошие артисты. Я представляю, как может сыграть главную роль Женя Миронов, что, вполне возможно, и случится.
- Вы сами считаете себя kем?
- Я себя считаю русским драматургом, при этом я всегда из своих спектаклей убираю все сугубо национальное и оставляю только то, что" универсально. Зрителю всегда нужен тот человек, которого он готов услышать, который живет с ним в одном времени, т.е. универсальный. И при этом, только будучи по-настоящему национальным драматургом - русским, грузинским, немецким, ты можешь стать универсальным. Только в этом случае.


Вера Церетели

"Новые известия" (Октябрь 2001)



91Монголо-Татариган2/5/2002 12:56:55 PM
Рекомендую поклонникам Евгения Гришковца!

90Vanka2/4/2002 7:38:23 PM
Morrigan?!. --> (89) Присоединяюсь к компании любителей спектакля "Мужской род, единственное число". На днях сходили с подружкой и получили колоссальное удовольствие!
Какие еще качественные комедии сейчас идут? Посоветуйте, кто знает...

И второе: кто-нибудь видел "Три товарища" в "Современнике"?


89Morrigan?!.1/16/2002 3:45:45 PM
Vanka --> (88) А мы сидели в первом ряду!
Мечта сбылась наконец-то! Мы счастливы!
Ты права, контрабас - главный инструмент в оркестре...

88Vanka1/16/2002 12:08:46 AM
Спасибо, Morrigan?!.
Я-таки сходила на "Контрабас"! Наконец-то...
Что сказать, я в полном восторге.
Никогда не думала, что меня (честно говоря, не большую поклонницу классической музыки и консерватории) можно было настолько увлечь рассказом о тонкостях оркестровой игры. Для тех, кто не в курсе - в оркестре главный инструмент - контрабас:))))..
Но, в принципе, профессия главного героя не так важна. Это мог быть кто угодно - пекарь, сапожник или программист... Главное другое - фанатическая преданность своему делу. Увы, в ущерб семейному счастью...
Один актер, два часа действия, и все на одном дыхании. Константину Райкину - брависимо! Таких мощных актеров на театре, действительно, мало.

87Vanka1/10/2002 10:41:43 PM
Morrigan?!. --> (86) С удовольствием составлю компанию. Когда, где, сколько?

86Morrigan?!.1/10/2002 9:39:09 PM
13.01.2002
Сатирикон
"Контробас"

Присоединяйтесь!!!!


85Кaйман12/26/2001 6:06:48 PM
Кто-нибудь видел в театре Ермоловой "Суббота, воскресенье, понедельник"?
Что скажете?

84Искра*12/10/2001 10:55:44 AM
BigPig --> (83) Иисус Христос супер звезда идет постоянно, насколько я знаю...

83BigPig12/9/2001 11:39:42 PM
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (75) вроде играет - кажется, програмку надо у спутницы забрать, тогда точно скажу

Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (77) Квартет И совершенно не нравится (судя по шЮткам на радио), но это мое мнение, не знаю уж как они играют. Про Кортнева соглашусь - прикольный человек ;)

Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (78) ждем-с ;)

Искра* --> (80) не смотрел, хотелось бы! Идет он счас или нет?

Искра* --> (79) ага, согласен! (53-реплика)

80Искра*12/4/2001 5:16:04 PM
И еще театр Моссовета...Я б опять сходила. Посмотреть Иисуса христа -суперзвезду!
Очень интересно, кто там играет сейчас...ходила раза три, и всегда что-то новое...вообще здорово сделано...и идея мне нравится...

79Искра*12/4/2001 5:13:29 PM
Театр Вахтангова, постановка - Сирано де Бержерак.
В главной роли Суханов. Это потрясающе, так держать зал в течении 2 часов, заставлять плакать, а через 2 минуты смеяться.
Ну и соответственно имеются,присущие каждому театру изюминки, которые не встретишь в других постановках:))
Сказать, что я была в восторге, ничего не сказать!....Рекомендую...интересна будет организация сего действа, поскольку билеты надо брать заранее...
Кино в плане массового мероприятия, гораздо удобней...но малчу-малчу...хотя любителям непростых фильмов, могу кое-что рекомендовать...из последнего:))
(простите, я опять против правил....кулема такая:))

78Спокойно, Дубровский, я Маша!12/3/2001 11:12:03 AM
На этой неделе иду на "Шанс" в "Летучую мышь" и "Счастливого принца" в ТЮЗ. Напишу потом о впечатлениях... :)

77Спокойно, Дубровский, я Маша!12/3/2001 11:10:22 AM
В пятницу, наконец-то, побывали на упорно раскручиваемом "Дне радио". :) Ну, что вам сказать?.. На самом деле это весьма веселый стёб "Квартета И", "Несчастного случая" и "Нашего радио" во главе с Мишей Козыревым на тему - "один аврально-сумасшедший день из жизни радиостанции". :) Никакой смысловой нагрузки, просто яркое веселое музыкальное зрелище с пародией на знакомые каждому эфирные ситуации и известных музыкальных исполнителей. :) Для хорошего настроения стоит посмотреть. :)
Ой, чуть не забыла сказать! :) Кортнев, оказывается, прекрасный актер! :) Он замечательно танцует и вообще держится очень артистично. :)

76Спокойно, Дубровский, я Маша!12/3/2001 10:50:53 AM
Посмотрела в ТЮЗе "Свидетель обвинения". Очень стильненький спектакль а-ля "Мери Поппинс до свиданья"! :))) Замечательно создана атмосфера традиционного восприятия Англии - море зонтиков, чеканное "сэр", элегантные строгие костюмы из серо-клетчатой шерсти, медвежья шапка бигбендовского часового... :) Вообще спектакль поставлен по известному произведению Агаты Кристи (был такой фильм с Марлен Дитрих), сюжетная линия закручена довольно интригующе, по ходу спектакля есть яркие сцены, но финал по своей неожиданности, эффектности и красоте превосходит все предположения возникающие в ходе развития событий. :) Актеры заняты сильные, играют добротно. Очень эффектна центральная роль в исполнении Ольги Демидовой. Из наиболее известных актеров в спектакле занят Игорь Ясулович. Приятное музыкальное оформление в стиле мюзикла с пением и синхронными танцами. В отдельных сценах очень интересное выразительное световое решение. :)
Резюме, на мой взгляд, спектакль достоин внимания и может привлечь разного зрителя. Кому-то будут интересны перепетии детектива, а кому-то будет интересна эстетическая сторона спектакля. :)

75Спокойно, Дубровский, я Маша!12/3/2001 10:11:21 AM
BigPig --> (74)

В шамировском "Маскараде", кажется, финальная сцена поставлена по черновикам Лермонтова, в результате чего она получилась в три раза короче, чем в основном варианте... А как там Ирина Гринева играет? Мне она очень понравилась в "Борисе Годунове"... :)

74BigPig12/2/2001 11:44:04 PM
был на Маскараде в Станиславского. Сыграно очень хорошо, но довольно грустная вещь... Посмотреть советую

еще на Иванов в Малом - очень понравилось. Соломин ставил и играет в спектакле. Зал стоя апплодировал. Хотя тоже грустно, но тут Чехов - иногда и посмеятся можно.

Обе вещи понравились - классика forever!

73BigPig10/31/2001 11:19:16 PM
вот сегодня был в филиале Маяковского на Сухаревской. Спектакль по Островскому "Наливные яблоки или правда - хорошо".
Комедия. Ввиду навалившегося депрессника объективно оценивать комедии не могу - но зал ржал очень часто... Спутница тоже в всоторге- думаю стоит сходить, для любителей комедий и Островского - оптимально.

Всех с праздником Heloween!

72КСПшник10/30/2001 5:03:08 PM
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (70)
я его в 93-ем или 94-ом видел, совершенно случайно, по лишнему билетику попал на премьеру... это ДАА.

Sorry - очень сильная вещь. "Школа для эмигрантов", честно говоря, не понравилась.

Женька.

71Morrigan Смеется!!!10/29/2001 11:31:21 PM
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (61) Да, там же до сих пор.

70Спокойно, Дубровский, я Маша!10/29/2001 12:37:28 PM
КСПшник --> (69)

"Рюи Блаз" не смотрела, к сожалению. Но этот спектакль не идет уже лет пять.

Из сегодняшнего репертуара Ленкома, как раз, "Сорри" я и не видела :(, ну и последнюю премьеру "Шут Балакирев" еще. А "Фигаро" очень нравится. :) Еще люблю ленкомовские "Королевские игры" и "Чайку".

А по поводу театра Сатиры мое мнение весьма нелестное. Каждое новое посещение этого театра отбивает всякую охоту идти туда снова в ближайшее время. Хотя, может быть такое ощущение оставили именно последние два просмотра - "Секретарши" и "Андрюша". Оба спектакля не понравились - низкопробные капустники, а последний еще и с наигранным пафосом. Но это мое личное мнение, хотя и не только.
А вот от просмотра "Трехгрошевой оперы" и "Укрощения строптивой" остались приятные ощущения. Впрочем, главным образом от игры Гаркалина и Васильева, а не от режиссерских решений. Гаркалин очень органичен в своих импровизациях, нарушающих порой, традиционный ход спектакля, Наблюдать за этим очень интересно. :)



69КСПшник10/29/2001 11:20:08 AM
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (68)
а как же "Рюи Блаз"? его, говорят, сняли с репертуара :-((

в "Ленкоме" безумно сильная вещь - Sorry с Караченцевым и Чуриковой. и "Женитьба Фигаро" весьма неплоха...

а что мы думаем про Театр Сатиры?

Женька

68Спокойно, Дубровский, я Маша!10/29/2001 10:22:01 AM
BigPig --> (67)

Да, контромарка оченно полезная вещь. :)) Но не везде же есть знакомые, их виписывающие...

"Юнона и Авось" в Ленкоме. В живом варианте смотрела раза три, очень люблю... :) А в Моссовете вот уже 10 лет идет супер-мюзикл "Иисус Христос - Суперзвезда". У меня очень трепетное отношение к этому театру, вот и поинтересовалась... :)

Страницы: 0 1 2 3 4 5
Яндекс цитирования