Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Нормальные люди или как вымерли динозавры






105Голоc8/7/2001 11:13:06 AM
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (100) так ведь никто не ставит целью "сделать вам красиво". С какой стати? Непонятно? не интересно - ну так отдохните, переключитесь на более близкую вам тему.
* * *
Ваше требование простоты выглядит как попытка заставить других людей встать рядом с вами на четвереньки и заговорить на вашем языке. Для чего это надо другому человеку?
* * *
Вы не ответили на вопрос относительно морали - но опять претендуете на ясность: "А вообще я предлагаю исключить из обсуждения определение "Норма", поскольку, его уместно употреблять, говоря о явлениях строго подчиняющихся физико-математическим законам в заведомо определяемых условиях их проистекания, а никак не о людях."
* * *
Иными словами, вы сказали, как я понимаю, следующее: "Поскольку я ни черта не понимаю в антропологии, то я прошу разрешить мне говорить что угодно". Пожалуйста, говорите, на это не требуется особое разрешение.
* * *
Но люди понимающие не треплются просто так. И если они вводят какое-то понятие, что-то вычленяют для анализа - то это для чего-то нужно.
* * *
Вы написали: "так и хочется добавить, что эталонный представитель "самоактуализированного человека" хранится в Париже в "Палате мер и весов"."
* * *
Это лишь выдает ваше глубокое непонимание. Вы очень хотите считать статистическое большинство нормой. Это дело ваше. Но нормальные (самоактуализированные) люди просто живут рядом с вами...
* * *
Вы написали: "Ваше личное определение, очевидно, полностью подчинено теории Маслоу. А, позвольте спросить, почему? Где она пересекается с Вашим опытом и много ли реальных примеров"
* * *
Мое понимание не подчинено теории Маслоу. Мое понимание в очень значительной части СОВПАДАЕТ с пониманием (а не теорией!!!!!) А.Маслоу.
* * *
Дальше вы пишите: "Очень спорное утверждение. Ведь Вам, наверняка, знаком такой из основополагающих принципов современной психологии - "Карта - это еще не местность", отрицающий само понятие "объективной реальности" в восприятии отдельного человека. А современная художественная литература зачастую обыгрывает его в виде - "Истинная реальность - мое Я, а все остальное - лишь мои чувственные ощущения"
* * *
Это принципиальное мировоззренческое расхождение в основополагающих принципах. Охота вам быть субъективной идеалисткой - ваше право. Я в такие дискуссии не вступаю.
* * *
И еще вы написали: "А еще меня вводит в недоумение следующие выкладки. В Вашем изложении довольно часто "зрелая личность" сравнивается с "обычном человеком", "... с людьми, с этими слабыми, несовершенными созданиями, которых он мог бы презирать...". Отсюда я делаю вывод, что "зрелая личность" - это сверх-обычность, сверх-человек"
* * *
Вы можете делать любые выводы, благо никакой ответственности. Позвольте вам напомнить, что данная дискуссия посвящена проблеме "нормальности". Вы считаете людей в описании Маслоу "сверчеловеками"? Вам виднее, очевидно, вы измеряете по себе...


104±MNNN Циничный Кот8/7/2001 1:31:40 AM
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (103)
Насчет определения интереса и соответствия той или иной реплики теме дискуссии - это право cуждения я оставляю за собой... :о) Как модератор... :о) Если тебе лично лениво читать длинные реплики - не читай... Никто не заставляет... Только за всех не говори. Dixi.

103Спокойно, Дубровский, я Маша!8/7/2001 12:38:37 AM
±MNNN Циничный Кот --> (101)

Спасибо за рекомендации, но думаю, что относительно, изложенных в 94 и 101 репликах, взглядов Маслоу у меня успело возникнуть некое понимание, поскольку ранее уже доводилось сталкиваться с этой теорией. А начало моего сообщения (100) было претенциозной заявкой на звание самоактуализирующегося человека: "Тем не менее, юмор пронизывает само восприятие жизни таких людей. Глубочайшее понимание является основой не вполне серьезного отношения к подавляющему большинству таких вещей, которые остальным людям кажутся исключительно важными..." (с) :)))

И я, как уже успела заметить ранее, не считаю, приведенные выдержки неверными, а ставлю под сомнение тот факт - возможно ли считать их определением "нормальной личности". А еще беру на себя смелость утверждать, что большие выдержки из литературных источников не вызывают в дискуссиях оживленного интереса. Ценны и интересны самостоятельные суждения и выводы автора с указанием, в случае необходимости, ссылок на источники их формирования. Ты вот поинтересуйся, многие ли участники сего дискусса заставили себя прочитать реплику 94 и разобраться в ней...


102Argentum8/6/2001 10:22:38 PM
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (99) ±MNNN Циничный Кот --> (93)

ну в общем да, где-то так оно и есть... :о))

чтоб человек захотел что-то сделать, нужно, чтоб у него уже присутствовал интерес... если интереса нет, то сделать, чтоб он появился, сложновато-с...

101±MNNN Циничный Кот8/6/2001 10:22:02 PM
Спокойно, Дубровский, я Маша! --> (100)
Вот только мне кажется... Что у кого-то в голове пока ещё каша... :о) Рекомендую ещё раз перечитать те самые пресловуто непонятные (94, 95, 96)... Стараясь не терять по пути ничего... Ведь непонятное - это ещё не значит - неверное... :о)

Впрочем, один момент требует пояснения - в (94) описан самоактуализирующийся человек... Имхо, это не равносильно понятию "нормальная" личность

Из того же источника:

+++++++++++++
НЕДОСТАТКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

... У наших испытуемых были многие человеческие недостатки. У них были грубые бессмысленные привычки, они могли быть раздражительными, вспыльчивыми, нетерпеливыми. Не свободны многие из них и от поверхностного тщеславия, гордости, пристрастности к плодам своего труда, к своей семье, друзьям, детям.

Иногда наши испытуемые оказывались способными на необычную и непредвиденную черствость. Следует помнить, что это очень сильные люди. Это позволяет им проявлять хладнокровие, превосходящее возможности обычного человека. (Кот: курсив мой) Человек, узнавший, что его знакомый, которому он всё время верил, оказался нечестен, порывает эту дружбу резко и без всякого видимого сожаления. Женщина, вышедшая замуж без любви, идет на развод и совершает его с решительностью, которая выглядит как черствость и грубость. Другие наши испытуемые так быстро оправлялись после смерти близких людей, что казались бессердечными.

Эти люди не только сильны, но и независимы от мнения других людей. В своей интенсивной сосредоточенности на интересующем их феномене они способны пренебречь обычной вежливостью, становятся рассеянными и угрюмыми. В таких обстоятельствах они ясно показывают, что им неинтересны светские разговоры, флирт и т.д., они могут возмутить, шокировать или унизить окружающих их людей.

Даже их доброта способна ввергнуть в заблуждение: среди испытуемых мы встретили брак, совершенный из жалости, чересчур близкие отношения с невротиками, психопатами, паразитами и т.д.

Наконец, следует указать, что наши испытуемые не свободны от чувства вины, тревоги, внутренних конфликтов. Тот факт, что источник всего этого невротический, вряд ли имеет большое значение.

Я пришел к выводу, который, мне кажется, следовало бы сделать каждому из нас. Совершенных людей не существует. Можно найти хороших, даже великих людей. Существуют творцы, святые и реформаторы. Это должно вселять в нас надежду на будущее, пусть даже таких людей и немного. Однако эти люди временами бывают эгоистичны, раздражительны, гневливы или угрюмы. Чтобы избежать разочарования в людях, нам надо избавиться от иллюзий.

+++++++++++++


100Спокойно, Дубровский, я Маша!8/6/2001 5:49:28 PM
Голоc --> (94, 95, 96)

Ндааа... "Профессор, это может и умно, но больно непонятно" (с) :))) Но я честно все вдумчиво прочитала. Хотя, думаю, было бы гораздо продуктивнее для развития дискуссии, если бы Вы передали глубокий смысл, заложенный в теории Маслоу, парой абзацев своих слов, передающих истинную ценность идеи. А то уж слишком она теряется в лавине высоконаучных определений. :)
К, приведенным Вами, выдержкам из теории Маслоу, так и хочется добавить, что эталонный представитель "самоактуализированного человека" хранится в Париже в "Палате мер и весов". :)))

Мне казалось, что в данной дискуссии было бы интересно услышать собственные определения участников понятий "нормального" и "интересного" человека, выстроенные на личных знаниях и опыте. Ваше личное определение, очевидно, полностью подчинено теории Маслоу. А, позвольте спросить, почему? Где она пересекается с Вашим опытом и много ли реальных примеров? Я нисколько не умаляю значение трудов Маслоу, но в тоже время и считать их единственно справедливыми невозможно. Взять, к примеру, хотя бы вот эту ситуацию: В Ваших выдержках присутствуют слова: "Зрелая личность адекватно воспринимает окружающее, объективную реальность... Такие люди стараются воспринимать именно реальность – а не свои фантазии и представления о ней.". Очень спорное утверждение. Ведь Вам, наверняка, знаком такой из основополагающих принципов современной психологии - "Карта - это еще не местность", отрицающий само понятие "объективной реальности" в восприятии отдельного человека. А современная художественная литература зачастую обыгрывает его в виде - "Истинная реальность - мое Я, а все остальное - лишь мои чувственные ощущения"...
А еще меня вводит в недоумение следующие выкладки. В Вашем изложении довольно часто "зрелая личность" сравнивается с "обычном человеком", "... с людьми, с этими слабыми, несовершенными созданиями, которых он мог бы презирать...". Отсюда я делаю вывод, что "зрелая личность" - это сверх-обычность, сверх-человек. Неужели "сверх-..." есть норма??? Кстати, и совершенной моральности это тоже касается.

А вообще я предлагаю исключить из обсуждения определение "Норма", поскольку, его уместно употреблять, говоря о явлениях строго подчиняющихся физико-математическим законам в заведомо определяемых условиях их проистекания, а никак не о людях. :)

99Спокойно, Дубровский, я Маша!8/6/2001 5:47:28 PM
±MNNN Циничный Кот --> (93)

Ой, да все то же, о чем и говорим... Заинтересовать нужно человека и он захочет. Со мной, во всяком случае, так. :)

98Спокойно, Дубровский, я Маша!8/6/2001 5:46:27 PM
Argentum --> (90)

Очень мудрая мудрость. :)

97Спокойно, Дубровский, я Маша!8/6/2001 5:45:46 PM
ТрЮтонЧик^ --> (87)

Хорошо, пускай будет ЖЕЛАТЕЛЬНО. :) Но сути это не меняет.
А вообще, этот мой пункт нужно было во второй абзац поместить, в котором акценты, кстати, явно не проставлены. Я как раз тоже интерес на первое место выношу. Только вот, даже не знаю, как бы тебе пояснить, что я имела в виду... Например, тот случай когда человек тебе интерсен своими знаниями, а ты ему нет. Яркий пример - встречи со всякими выдающимися личностями - актерами, писателями, политиками, бизнесменами. Ведь вряд ли ты будешь пытаться реализовать эмоциональные потребности во взаимодействии с такими людьми, но тем временем они же интересны. Интересны, НО закрыты для взаимодействия. Так же бывает и с людьми, которые встречаются в повседневной жизни. Есть люди закрытые для взаимных контактов, поскольку вызывают интерес у слишком большого числа людей и просто уставшие уже от этого.

А с двумя вариантами полностью согласна, так и бывает. Только вот возможен какой круг. Порой бывает так, что во втором случае человек начинает искать ""правильные", понятные обоим "игры" (по Бёрну)", но его поиски все равно не способны меня удовлетворить, а мои поиски, в свою очередь, тщетны в первом случае. Значит, все равно получается, что следует пытаться развивать отношения там, где есть хотя бы в зародыше взаимная заинтересованность.


96Голоc8/4/2001 5:46:15 PM
Спокойно, Дубровский, я Маша - о серьезных вещах нельзя говорить в один абзац. Теряется слишком много - а то, что остается, не представляет ценности.
* * *
Вы можете говорить что угодно в пику мне - от этого ровным счетом ничего не изменится. В идее Маслоу есть исключительно глубокий смысл. А в вашей идее есть только "средняя температура по больнице". С учетом жмуриков...
* * *
Вот существует мораль, существует категорический императив. А в реальной жизни высокая, а тем более, совершенная моральность встречается исключительно редко.
* * *
Означает ли это, что моральными и НОРМАЛЬНЫМИ нужно объявить те нравы, что царят ныне в России?

95Голоc8/4/2001 5:43:10 PM
Это описание НОРМАЛЬНОГО человека. Вы хотели видеть - можете посмотреть. Оно, ессно, неполное, в книге Маслоу существенно шире.

94Голоc8/4/2001 5:41:56 PM
ЧТО отличает зрелую личность?
Первая глава посвящена описанию зрелой личности. Базируется она на главе 11 «Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья» книги А.Маслоу «Мотивация и личность» (СПб, 1999 г.).
Я встречал много описаний зрелых людей – но это превосходит остальные полнотой и глубиной. У меня большое желание просто перепечатать соответствующие места – но сомневаюсь, чтобы это было уместно. Я постараюсь изложить мысли Маслоу своими словами, но рубрикацию, названия главок оставлю неизменными.
Прямые цитаты из книги А.Г.Маслоу «Мотивация и личность» даются в кавычках.
Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью
Зрелая личность адекватно воспринимает окружающее, объективную реальность. И эта способность является именно особенностью, характерной чертой их личности – она им внутренне присуща. Они способны быстрее обычных людей воспринимать и осознавать скрытую сущность людей, явлений, феноменов. Это может быть как бытовая неискренность, так и сложная научная проблема.
* * *
Такие люди стараются воспринимать именно реальность – а не свои фантазии и представления о ней. Они стараются избегать сложных теоретических, абстрактных построений, стереотипов восприятия и мышления. Они в значительной степени свободны от предубеждений, предрассудков.
* * *
Для зрелых людей характерно свободное, расслабленное, комфортное отношение к жизни. «Эти люди совершенно свободно могут позволить себе – когда ситуация требует этого – беспорядочность, небрежность, неаккуратность, анархизм, бардак, неуверенность, неточность, нерешительность, сомнения, даже страх».
* * *
Здоровых людей не пугает неизвестность. Они спокойно и заинтересованно к ней относятся, большего того – она их притягивает.
Приятие (себя, других, природы)
Зрелый человек живет в ладу с сами собой, он полностью принимает себя, в нем абсолютно отсутствует самодовлеющее чувство вины и стыда. Он принимает себя со всеми изъянами и недостатками, умеет сосуществовать со своими слабостями, принимает свою греховность и порочность. Он относится к себе как к «явлению природы», которое нужно принимать таким, каково оно есть.
* * *
При этом они воспринимают свою природу не такой, какой им бы хотелось ее видеть – они способны увидеть именно реальность, данность.
* * *
«Самоактуализированного человека можно назвать крепким здоровым животным. Ничто человеческое не чуждо ему, и он не будет испытывать чувства вины или стыда по поводу своих позывов».
* * *
Здоровые люди, понимают и принимают свою прямую связь с Природой и охотно, добровольно подчиняются своей природе.
* * *
«Они не хотят казаться лучше, чем они есть, им это не сложно уже потому, что они умеют мириться со своими недостатками».
* * *
«Есть только несколько вещей и обстоятельств, способных вызвать чувство вины (или стыд, тревогу, печаль, сожаление)…, среди них: 1) такие недостатки и пороки, которые человек может победить в себе (например, лень, эгоизм); 2) не преодоленные пережитки психологического нездоровья (предубеждения, зависть, ревность); 3) привычки, которые хотя и не стали второй натурой, могут оказаться весьма сильными, а также 4) недостатки и пороки той культуры или социальной группы, с которой они, эти люди, идентифицируют себя».
Спонтанность, простота, естественность
«Самоактуализированных людей можно охарактеризовать как достаточно спонтанных в своем поведении и как предельно спонтанных в своей внутренней жизни, в своих мыслях, побуждениях, желаниях и т.п.»
* * *
Я чаще использую термин «аутентичные» - как полнее отражающее ту особенность таких людей, что их спонтанность не нарушает общепринятые нормы культуры и морали, отражающее их адекватность конкретной обстановке.
* * *
Это означает, в частности, что они могут как понять и принять общепринятые нормы как необходимые, так и просто согласиться соблюдать эти условности. Понятно, что такое согласие имеет границы – если речь идет о действительно важных для зрелой личности предметах, он делает то, что считает правильным и нужным.
* * *
В пределе спонтанность, аутентичность достигает автономности. Напомню, что автономность – латинский аналог слова «самозаконодательствующий». Т.е. такие люди способны устанавливать для себя свои собственные законы – не нарушая при этом законов общества. Достигается это прежде всего за счет высокой морали зрелой личности.
* * *
Понятно, что аутентичность предполагает высокоразвитую способность воспринимать и понимать самого себя, собственные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции. И что самое главное – зрелая личность мотивируется своими внутренними потенциями, своей потребностью в индивидуации. Внешняя мотивация, столь характерная для невротиков, для них практически не имеет значения.
Служение
Зрелые люди склонны к размышлениям об основополагающих проблемах человеческой жизни. В определенном смысле – все они философы. Но философы особого рода – «практические философы», если можно так выразиться.
* * *
«Практичность» выражается в том, что они не любят бесплодных умствований – но считают своим долгом выполнять, нести определенное служение, что-то делать для других людей, для общества.
* * *
Причем это не хобби, не увлечение, не забава – это осознанное выполнение понимаемого таким образом долга, именно служение.
Отстраненность; потребность в уединении
«…расхожее представление о дружбе предполагает некую взаимозависимость, отношения, обеспечивающие человеку поддержку, сочувствие, одобрение, участие, тепло. Если понимать дружбу именно так, то, пожалуй, можно сказать, что самоактуализированный человек не нуждается в друзьях».
* * *
Причина такой способности – в лучшей сбалансированности, уравновешенности, большей объективности и адекватности зрелой личности, в ее ответственности и автономности, в способности к самоопределению. В определенном смысле они более свободны, чем обычные люди.
Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность
«Для того, чтобы испытать истинное счастье, им не нужны другие люди; напротив, другие могут даже мешать им, могут стать препятствием на пути развития. Источники удовлетворения самоактуализированного человека индивидуальны и никак не опосредованы социумом. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть от мнения других людей; они не ищут одобрения, похвалы, не ищут даже любви».
* * *
«Однако, несмотря на все вышесказанное, мы ни на секунду не должны забывать о том, что самая верная, хотя и не единственная дорога, ведущая к такого рода автономности, к свободе от любви и уважения, - это полное удовлетворение потребностей в любви и уважении».
Свежий взгляд на вещи
«Самоактуализированные люди обладают удивительной способностью радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться, поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными проявлениями жизни…»
Мистические и высшие переживания
Некоторые люди описывают свои ощущения в моменты пиковых переживаний так, словно «речь шла о бескрайних горизонтах, открывающихся взору, о внезапном ощущении абсолютного всемогущества, а одновременно с тем и полной ничтожности, беспощадной беспомощности, о чувстве экстаза, восторга, благоговейного трепета, об утрате ориентации во времени и пространстве, и, наконец, о пронзительном ощущении важности происходящего, о чувстве духовного перерождения, личностной трансформации».
* * *
Такое описание практически совпадает с переживаниями мистиков. В тоже время, у части зрелых людей переживания не достигают такой интенсивности – т.е. это вполне индивидуально.
* * *
Я полагаю, что в приведенном отрывке сделана попытка описать ощущения во время трансцендентного перехода.
Чувство общности
«Самоактуализированного человека отличает глубочайшее чувство идентификации с человечеством, симпатия и любовь к людям, хотя эти самые люди, как я уже отмечал, могут и раздражать его, и вызывать его гнев».
* * *
«Он остро чувствует свою принадлежность к человеческому роду, свое родство с людьми, с этими слабыми, несовершенными созданиями, которых он мог бы презирать, а вместо этого он относится к ним снисходительно, осознавая, что они просто не умеют делать того, что умеет он, не умеют понять тех вещей, которые понятны ему, не умеют увидеть истину, которая так очевидна для него».
Межличностные отношения
С одной стороны, зрелые люди более полно и глубоко "вкладываются" в межличностные отношения, вплоть до способности "раствориться" в близком, любимом человеке.
* * *
С другой стороны, такие глубокие отношения возможны либо с людьми зрелыми, либо близкими к зрелости. Учитывая, что таких людей немного, у зрелого человека друзей немного. К тому же, он понимает, что любые отношения, любое общение - это душевная работа, требующая времени и сил. С остальными зрелые люди терпимы, снисходительны, вежливы и благожелательны.
* * *
Самоактуализированный человек может быть и резким - но "по делу". Особенно неприятие вызывают такие свойства, как напыщенность, самодовольство, претенциозность, авторитарность. Его резкость всегда обоснованна, всегда реактивна, всегда адекватна ситуации. Она именно нормальная - а не невротическая.

Демократичность
Самоактуализированный человек демократичен в своем поведении. Он готов общаться с любым человеком, вне зависимости от его классовой принадлежности, образования, политических убеждений, цвета кожи. Они не стремятся доказывать свое превосходство, не боятся показаться несведущими. "Каждый из них отдает себе отчет в том, сколь малы его познания в сравнении с тем, что он мог бы знать, с тем, что известно другим людям".
* * *
Эта демократичность не имеет ничего общего с неразборчивостью, со слепой уравниловкой. Самоактуализированный человек прекрасно знает цену разным способностям и разным людям. Но "иерархия" его друзей и знакомых строится исключительно по критериям характера, способностей, талантов, степени самоактуализации.

Умение отличать средство от цели, добро от зла
"Поведение самоактуализированного человека высоконравственно, а кроме того, оно и более последовательно, более логично и более однозначно, чем поведение среднестатистического человека. Это люди с твердыми моральными устоями, люди, которые никогда не совершают дурных поступков. Понятно, что их понимание добра и зла, их представления о хорошем и плохом не всегда совпадают с общепринятыми".
* * *
"...самоактуализированные люди часто очень своеобразно понимают саму цель, их поступки зачастую нацелены не на достижение какого-то конкретного результата, хотя и он в конце концов не безразличен им. Как правило, причины их поступков кроются в самой деятельности и в переживаниях, связанных с этой деятельностью. Они умеют получать удовольствие от самого процесса, умеют чувствовать самоценность деятельности и она важна для них не меньше, а может быть, и больше, чем результат".

Философское чувство юмора
Самоактуализированные люди со стороны кажутся слишком серьезными, даже занудными. Они никогда не впадают ни в шутовство, ни в язвительность, ни в самоуничижение.
* * *
Тем не менее, юмор пронизывает само восприятие жизни таких людей. Глубочайшее понимание является основой не вполне серьезного отношения к подавляющему большинству таких вещей, которые остальным людям кажутся исключительно важными...

Креативность
"Креативность - универсальная характеристика всех самоактуализированных людей". Она является фундаментальной характеристикой человеческой природы,

это потенциал, данный человеку от рождения.
* * *
"Креативность не ищет себе подтверждений, она не обязательно подтверждается в музицировании, стихосложении или занятиях живописью. Это скорее особый способ мировосприятия, особый способ взаимодействия с реальностью. Креативность помогает здоровой личности выразить себя вовне, ее следы можно обнаружить в любой деятельности самоактуализированного человека, даже в самой обыденной..."
* * *
Не исключено, что понятая таким образом креативность является следствием аутентичности зрелых людей.
Сопротивление культуральным влияниям; трансценденция культуры
Самоактуализированные люди "вполне "вписываются" в рамки своей культуры. Их поведение, присущая им манера общения и манера одеваться, их пристрастия к еде мало чем отличаются от поведения, вкусов и пристрастий их сограждан. Но по сути своей эти люди неконвенциональны; их ни за что не назовешь элегантными, изящными, модными или шикарными".
* * *
"Причина этому кроется в том, что они не придают большого значения внешней стороне явлений... Мода, стиль, прически, формы вежливости - все эти вещи несущественны для них, они не затрагивают их моральных принципов и потому эти люди не считают нужным оспаривать их, они готовы подчиниться им с добродушной ухмылкой".
* * *
"Эта терпимость ни в коем случае не означает слепой идентификации с нравами и обычаями культуры... Самоактуализированный человек подчиняется принятым в обществе нормам только потому, что ему так проще жить, он не желает тратить силы на борьбу с несущественными, второстепенными вещами. Но если вдруг та или иная условность становится обременительной для него, если она потребует от него перешагнуть через себя, предъявит права на его силы или время, он сбросит с себя маску приличий как стесняющий его сюртук ..."
* * *
Такие люди - реалисты и трезво смотрят на жизнь. Они не революционеры, не бунтари - их позицию можно охарактеризовать как спокойную, трезвую озабоченность вопросами социального благоустройства.


* * *
"...эти люди не находят для себя возможным пожертвовать удовольствиями, дарованными им жизнью, во имя абстрактных идей и гипотетических благ. "При этом, "когда они видят, что перемены возможны, когда конкретная ситуация требует от них решительных и мужественных действий, они не будут сидеть сложа руки". Каждый из них готов подставить свое плечо, взять на себя некую миссию, склонен совершать и совершает важные, существенные дела, способствующие исправлению и переустройству мира.
* * *
"Они не противопоставляют себя обществу и не пытаются бороться с ним, они чувствуют себя частью этого общества и стараются сделать его лучше".
* * *
"Отстраненность от культуры означает высокую степень личностной автономии. Самоактуализированный человек строит свою жизнь не по законам общества, не по законам культуры, а, скорее, по общечеловеческим законам и законам его собственной человеческой природы".

Несовершенство самоактуализированного человека
"...Самоактуализированные люди...- это здоровые, нормальные люди со своими слабостями и недостатками. Так же, как обычные люди, они могу поддаться вредной привычке. Они могут быть занудными, упрямыми, раздражительными. Они не застрахованы от тщеславия, гордости, пристрастности, особенно по отношению к результатам собственного труда, к своим детям и друзьям Они тоже подвержены вспышкам гнева и приступам меланхолии".
* * *
"И наконец, эти люди не свободы от чувства вины, от стыда и тревоги, от самобичевания, самоедства и внутренних конфликтов. Но это еще не позволяет отказывать им в праве называться здоровыми людьми, так как их чувство вины принципиально отличается от вины невротика".
* * *
Совершенных людей нет.

Ценности и самоактуализация
"В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности. Это отношение к жизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и в каждом суждении самоактуализированного человека. Все, что он любит или не любит, все, что он одобряет или осуждает, все, что он предлагает или отвергает, все, что радует его или огорчает, все его вкусы, предпочтения и оценки - все это уходит корнями в присущее ему базовое приятие жизни".
* * *
"Ценностная система самоактуализированного человека представлена главным образом ценностями уникальными и идиосинкратическими для данного человека, ценностями, которые непосредственно отражают его характер".
* * *
"В отличие от других людей, эти люди сумели приблизиться и к своей человеческой, общевидовой, природе, и к своей уникальной, индивидуальной природе."
* * *
Психическая жизнь этих людей целостна и едина, ее невозможно расчленить на

отдельные сферы, их когнитивные процессы существуют в неразрывном, организмическом единстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полном согласии с низким, животным началом, в результате чего-то, что прежде было дилеммой, становится единством, новой сущностью."

Способность любить и быть любимым
У людей есть потребность в любви. Удовлетворение этой потребности – важное условие психологического здоровья. При этом зрелые люди сохраняют способность любить – но у них меняется отношение к ней. Они раскрываются навстречу ей с трепетом и восхищением, они ничего не ждут от нее, они просто любят…
* * *
Самоактуализированные люди в состоянии любить и обладают способностью вызывать любовь. При этом они весьма щепетильны в отношении слова «любовь», поскольку они умеют отличить ее от приязни, симпатии, от дружеских или братских отношений. «Любовь для них – особо интенсивное чувство».
* * *
«Одной из важнейших характеристик здоровой любви выступает идентификация потребностей любящих людей или объединение иерархий базовых потребностей партнеров в единую иерархию. В результате такого объединения у партнеров возникают общие потребности, они не делят потребности на свои личные желания и желания партнера».
* * *
Важнейшие характеристики зрелой любви – приятие индивидуальности партнера, уважение, забота, ответственность и общность потребностей.
* * *
Самоактуализированные люди способны получать наслаждение от любви и секса. Любовь вызывает в них чувства радости, веселья, легкости, душевного подъема и благополучия.
* * *
«Самоактуализированные люди способны любить, но их любовь и уважение к другим неразрывно связаны с самоуважением. Об этих людях никак нельзя сказать, что они нуждаются в партнере. Они могут быть чрезвычайно близки с любимым человеком, но они … не цепляются за любимого и не держат его на привязи, он не становится для них якорем или обузой.»



93±MNNN Циничный Кот8/4/2001 3:53:31 PM
Argentum --> (90)
Ты умеешь заставлять других людей хотеть??? Да нет, не только в этом смысле-то... ;о) Тогда поделись секретом, плз - как??? :о)


91±MNNN Циничный Кот8/4/2001 3:51:13 PM
Argentum --> (89)
Я не в общем, я во вполне конкртеном смысле высказывался... Впрочем, не хочешь - не заставляю... :о) Это дело добровольное... :о)

90Argentum8/4/2001 2:55:20 AM
ТрЮтонЧик^ --> (87)

эт самое... щас сообщу вещь довольно старую (лет так нескоко тыщ )) и которую уже лично я говорила в другой диске, так что она, прям скажем, довольно затаскана %)) типа, древняя индийская мудрость говорила о влечении следующее: "Влечение сердец создаёт дружбу, влечение умов создаёт уважение, влечение тел создаёт страсть и лишь все три вместе взятые создают любовь". Тот интерес, которого не хватало в моём "нормальном человеке", был свойства интеллектуального. А в "ненормальном" - похоже, сердечного... Что же касается примера, приведённого вами - да, действительно, до интеллектуального интереса очень сложно подтянуть объект...

но если сам он того хочет - можно!.. :о))

89Argentum8/4/2001 2:36:58 AM
Циничный Романтик --> (80)

эта... ты в общечеловеческом смысле тут высказываешься или желаешь изобразить из себя показательный сеанс психотерапии на примере трупа моего чуйства?.. %))

88Argentum8/4/2001 2:34:49 AM
Салли --> (81)
а интересно было узнать, выдвинет кто-нить идею насчёт следующих жизней аль нет... )) ясно, что это недоказуемо донельзя... )) разные мнения существуют как относительно возможности следующих жизней, так и насчёт присутствия либо отсутствия воздаяния... ))

без "своих глаз" я обойдусь, но идея должна иметь какое-то подтверждение, нет?..)


87ТрЮтонЧик^8/3/2001 10:03:32 PM
(77) Спокойно, Дубровский, я Маша!

Угу, всё правильно и логично, с моей точки зрения, но совсем не понятен пункт

"В-третьих, это человек, который может проникнуться МОИМИ интересами и определенными жизненными ценностями или по меньшей мере отнестись к ним с пониманием и уважением."

У меня, конечно, тоже самомнение, но я уверен, что есть интересные МНЕ люди, которым НЕИНТЕРЕСЕН я. :) Это логика. Вот слово ЖЕЛАТЕЛЬНО перед этим пунктом я вполне одобряю. :)

И по второму абзацу, опыт жизни: РЕАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ интерес, а не сугубо половой - это уже ОЧЕНЬ МНОГО для отношений, хотя может и не всё. Только всё остальное, как мне кажется, гораздо мельче. Точнее всё остальное запросто может проистекать из этого интереса или подстраиваться под него. И первое, что подстраивается под интеллектуальный интерес - эмоциональный интерес. То есть твоя потребность в тех или иных эмоциях пытается реализоваться в данном человеке. (например, если тебе плохо - ты у него можешь искать сочувствия, если хорошо - радости).
Бывает и наоборот: с каким-то человеком тебе легко сопереживать свои жизненные события, радости, потери, такой человек тебе как родной, НО … ты не чувствуешь к нему интеллектуального интереса, он кажется тебе ограниченным или совсем непонятным, как правило, такое влечение гораздо меньше. Ты наверняка вспомнишь людей, с которыми так себя чувствовала.

Если у тебя в жизни были оба этих случая - то ты можешь вспомнить "безнадёжность" своих попыток во втором случае "подтянуть" объект. И вполне реальную надежду на поиск моделей эмоционального взаимопонимания в первом. И это понятно. В первом случае ты просто ищешь "правильные", понятные обоим "игры" (по Бёрну) а во втором вообще трудно сказать, что пытаешься сделать, если пытаешься. Что-то вроде обучения жизни экстернатом. Вооот. :)

Так что со вторым параграфом я не совсем согласен в простановке акцентов.

Извините, кому не интересно, что так длинно. :(


86Рикки Мурк8/3/2001 4:54:57 PM
±MNNN Циничный Кот --> (85) угу .. по крайней мере в двери пролезать будет трудновато .. зато в переплоненный транспорт проще .. ;о)) ..

85±MNNN Циничный Кот8/3/2001 4:10:18 PM
Рикки Мурк --> (84)
Постоянные напряги - категорически неполезны... Если будешь каждые 5 минут гантели пытаться тягать - ничего путного из этого не будет... :о) Це факт... :о)

84Рикки Мурк8/3/2001 2:43:14 PM
±MNNN Циничный Кот --> (83) на самом деле .. для развития напряги полезнее .. чем помощь .. ты же берешь в лапы гантели .. чтобы они стали более сильными .. а не просишь кого-нть подвигать твоими лапами .. :о))

83±MNNN Циничный Кот8/3/2001 2:21:12 PM
Рикки Мурк --> (82)
*смеется* Ну и это тоже... Иногда... :о)

82Рикки Мурк8/3/2001 2:01:47 PM
Циничный Романтик --> (80) ага .. чтобы не мешали валяцца на диване лапами кверху ;о)) ..

81Салли8/3/2001 1:58:12 PM
Argentum --> (78) "но мне реально известны случаи, когда люди делали всякие гадости другим людям, и гадости отнюдь не из мелких, и после этого спокойно жили и даже спокойно умирали. С этим-то как?.." - Получат свое в следующей жизни, подумаешь. А что, хотелось экзекуцию обязательно своими глазами увидеть?))

Страницы: 0 1 2 3 4 5 6
Яндекс цитирования