Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Классическая музыка...






101Печальный Демон4/8/2005 12:35:18 AM
Немного юмора
краткое пособие для концертмейстера оркестра...

1)главное-концертмейстер всегда прав...
2)помните,что вступив однажды в эту должность покинуть ее можно только ногами вперед...
3)если вступая в должность вы не запомнили имена всех коллег в группе-не беда,всегда есть помощник,непосредственная обязанность которого напоминать вам кто,когда и где родился,женился или развелся...
4)в высшей степени желательно сблизиться с художественным руководителем оркестра,даже если он нетрадиционной сексуальной ориентации:сплетен не избежать в любом случае,а так можно использовать близкое знакомство с пользой для себя...
5)причина всех неудачных концертов-дирижер...никогда не позволяйте себе в этом усомниться...на случай приступа самокритики повторяйте мантру"их много,а я один"300 раз...
6)невозможность выучить безукоризненно некоторые оркестровые solo не ваша проблема,это неприятная,но к сожалению необходимая близость альтовой группы распространяет флюиды тупости и разгильдяйства...
7)тщательно следите за выражением своего лица...не позволяйте себе улыбаться,если только не делаете дирижеру очередной комплимент по поводу его феноменальной техники,но и тогда улыбка должна быть отрепетирована перед зеркалом...никаких экспромтов...
8)во время перерыва держитесь с коллегами высокомерно или находитесь в такой позиции,чтобы вас было видно снизу вверх...
9)желание коллег угостить вас кофе или сигаретой пресекайте незамедлительно,возможно это провокация и желание вынудить вас ответить тем же в дальнейшем...
10)никогда не упускайте возможность сказать гобоисту,что "ля" недостаточно высокая или низкая...это создает теплую и непринужденную обстановку в самом начале репетиции...
11)последнее-ни в коем случае не забывайте,что именно ваше присутствие в качестве концертмейстера данного оркестра делает его лучшим в мире...


100Печальный Демон4/7/2005 12:06:33 AM
Немного Истории
Название нот, применяемое и в настоящее время, ввел Григорий Великий в VI столетии. Он воспользовался латинским алфавитом и назвал звук ля буквою а, си - b, до - с, ре - d, ми - е, фа - f, соль - g.
До Григория Великого звуки обозначались греческими буквами, затем они были заменены невмами (крючки, черточки в различных видах и положениях, которые схожи со старинным русским музыкальным шрифтом, называемом крюками).
При Григории В. невмы вошли во всеобщее употребление. Его "Антитонарий", или сборник григорианских напевов, написан невмами.
Из невм впоследствии развилась современная нотация. Идея помещать на нотоносце, или линейной системе, музыкальные знаки зародилась в Х столетии, хотя Гвидон Аретинский, живший в первой половине XI столетия, приписывает это изобретение себе.
Гвидон А. в сущности, ввел новые названия тонов. Поводом к этому изобретению послужила молитва к св. Иоанну.

Ut queant latis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
La bii reatum, и т. д.

В этом гимне каждый стих начинается слогами ut, re, mi, fa, sol, la, a в приписанной к стихам мелодии, с этими слогами совпадали звуки с, d, e, f, g, a.

Григорианские названия тонов Гвидон Аретинский заменил вышеупомянутыми слогами. Способ обучения пению с новым названием тонов получил наименование сольмизации. Музыкальный шрифт с обозначением определенной длительности нот, заменивший невмы, изобретен монахом Франконом Кельнским в конце XII столетия.

Это изобретение называется мензуральной системой. Маркет Падуанский и Иоанн Мурский, жившие в XIV столетии, развили систему Франкона Кельнского.
Современная нотация есть усовершенствованная мензуральная система.

99Печальный Демон4/6/2005 11:49:39 PM
Немного о Моцарте...
Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его
творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в
развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные
жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматургии и
музыкально-симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии.
Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»,
в «Свадьбе Фигаро» . На базе оперы-буффа пришел к реалистической
музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую
сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»).
Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм
отличается драматургия оперы «Дон Жуан».

98Печальный Демон4/6/2005 11:46:24 PM
Аллиса --> (97)
Зингшпиль - (нем. Singspiel от singen - петь и Spiel игра) - немецкая и австрийская комическая опера,чередующая прозу с пением и танцами.Сложился как национальный немецкий жанр музыкально-театрального искусства. Расцвет относится к середине и второй половине 18 в. В основе Зингшпиля обычно лежала пьеса бытового содержания, нередко с элементами сказочности.



97Аллиса4/6/2005 7:53:28 AM
Печальный Демон --> (72)

В детстве обожала "Волшебную флейту"... Была у меня книжка красочная (сколько потом не пыталась по библиотекам-магазинам найти такую... увы) и пластинка... И самым любимым занятием было, глядя на картинки, рассказывать любимой пластмассовой белке : "О, слышишь? это Папагено поёт.. видишь, какие у него бубенчики?" И в памяти осталась не музыка... остался сказошный мир, населённый чудесными героями...
Благодаря твоей дискуссии заинтересовалась: что в этой музыке такого, что могло так заворожить 3-х летнее дитя? И вот что я нашла в дочкиной энциклопедии...
"Философская сказка-притча "Волшебная флейта" (1791) написана в жанре зингшпиля (Борь, объяснишь что за жанр такой? :-). Основная идея - неизбежность победы добра над злом, призыв к стойкости духа, к любви, к пониманию её высшего смысла. Моцарт главной считал музыку, хотя относился к тексту либретто очень требовательно. В его операх значительно возросла роль оркестра. Именно в оркестровой партии нередко обнаруживается авторское отношение к действующим лицам: то промелькнёт насмешливый мотив, то повится прекрасная поэтическая мелодия, то напыщенно-важные аккорды сменятся шустрыми пассажами. Внимательному слушателю эти детали говорят больше, чем текст. Основными портретными характеристиками остались арии, а о взаимоотношениях героев рассказывается в вокальных ансамблях. Композитор сумел передать в ансамблях особенности характера каждого персонажа, при том, сто свои реплики они часто поют на одну и ту же музыку"
И ... спасибо тебе и девушке под ником Nihil за эту дискуссию...

96Печальный Демон4/5/2005 3:30:28 AM
термин (a capella)

Конечно, каждый из вас слышал это слово. Но знаете ли вы, что означает слово капелла? В переводе с итальянского это значит часовня. Но почему же тогда хоровой коллектив называется капеллой?
В средние века место в католической церкви,где помещались музыканты: первоначально ими были только певцы.Далее с внедрением в церковную музыку инструментов и развитием светской музыки,слова Капелла стало обозначать и группу музыкантов,находящихся на службе в одном месте.

Дело в том, что в католических храмах богослужение вот уже много веков сопровождается музыкой. В больших церквах, соборах издавна строились органы. Играли на них часто выдающиеся музыканты своего времена Иоганн-Себастьян Бах, например, больше 25 лет служил в церкви святого Фомы - знаменитой Томас-кирхе в Лейпциге.
Органисты импровизировали, сопровождали своей игрой пение хора, и богослужения получались очень торжественными, производили на молящихся особенно сильное впечатление. А ведь это и нужно было церковникам!
Но в маленьких церковках - часовнях - органов не было, и хору приходилось петь без сопровождения. Отсюда и появилось название хора - капелла, и термин a cappella - дословно "в часовне", которым называют хоровое пение без сопровождения.

95Печальный Демон4/5/2005 3:23:22 AM
Треугольник
Треугольник (ит. triangolo)
Этим геометрическим термином называется музыкальный инструмент, который входит в группу ударных и довольно часто применяется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Он сделан из стального прута.
Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается высокий (неопределенной высоты), звонкий и нежный, а при ff - пронзительный, напоминающий колокольчики. В музыке Грига к драме Ибсена "Пер Гюнт" треугольник введен в "Танец Анитры". Его звенящая трель сопровождает прозрачное звучание струнных и подчеркивает изящный, капризный характер танца. А в "Шехеразаде" и "Испанском каприччио" Римского-Корсакова ритмичное позвякивание треугольника придает музыке еще больший блеск, живость, задор.

94§&$§ 4/5/2005 1:06:28 AM
Печальный Демон

Спасибо за интересную, познавательную ,интеллигентную дискуссию

Ежедневно читаю с большим удовольствием:)

93Печальный Демон4/5/2005 12:48:45 AM
jazzer --> (89)
Узнавал...сегодня о сыне Моцарта...Знаешь ? Из 6 историков...4 против и говорят,что это легенда... Потому как в списках и записях Сольери...не указана и не упоминается фамилия...Хотя они мне перечислили огромный ряд...учеников из которых очень многие были знамениты...

92Печальный Демон4/5/2005 12:44:49 AM
jazzer --> (91)
Спасибо... Cколько живу.... столько вижу всё новые и новые легенды про "Реквием"...Очень понравилось...

91jazzer4/4/2005 1:09:28 PM
jazzer --> (90)
Айблер его звали.
вот интересный материал по поводу Реквиема:
http://www.svoboda.org/programs/cicles/Mozart/MS.03.asp

90jazzer4/4/2005 12:48:20 PM
Печальный Демон --> (72)
Насколько я помню, как раз Зюсмайра Моцарт очень не любил (еще бы, любовник жены, которая даже прижила от него сына).
И он поручил своей жене ни в коем случае не отдавать Реквием Зюсмайру, а отдать все наброски другому композитору, запамятовал его имя, на "А", и он долго с ними работал, что-то дописал, а потом вернул и отказался. А поскольку деньги были нужны, а Реквием был практически полностью оплачен, за дело по просьбе Констанции взялся уже Зюсмайр.

89jazzer4/4/2005 12:32:44 PM
Печальный Демон --> (70)
- И когда иные говорят: "Плагиат", я говорю: "Традиция" :)

С другой стороны, гениальная музыка гениальна везде :)
Кстати, раз уж зашла речь об аутентичном исполнении Баха, есть ли записи? Где искать?

88Печальный Демон4/3/2005 2:31:15 AM
Немного юмора
...краткое пособие для дирижеров...

1)главное - скрипки слева...
2)для того,чтобы выиграть время и подавить волнение в начале репетиции,выстраивайте пульт и устанавливайте стул так долго как можете...
3)если по какой-либо причине репетиция не складывается так как вам хотелось бы,всегда можно попенять менеджеру на недисциплинированный и избалованный коллектив...
4)если в процессе репетиции вы пропустили некоторые вступления сольным инструментам,не отчаивайтесь,всегда можно выразить свое недовольство альтам,или,в крайнем случае,контрабасам...
5)не здороваясь с музыкантами оркестра вы лишний раз подчеркиваете свою значимость и недосягаемость...
6)по окончании репетиции не спешите покидать подиум,покажите всем своим видом,что вы все еще находитесь в музыке,и сегодняшний день прожит не зря...
7)когда не выходит задуманная музыкальная линия и вы раздражены этим обстоятельством,самое время заняться штрихами с лидерами групп,виртуозно стравливая их друг с другом,и нагнетая обстановку,пока новая музыкальная идея вновь не посетит вашу светлую голову...
8)в случае когда закончились печатные аргументы убеждения-легко и непринужденно расскажите веселую историю,произошедшую с вашим выдающимся коллегой,выдав ее за свою...
9)во время концерта,когда пот течет рекой и застилает видимость,а носовым платком неудобно пользоваться по причине его несвежести,дождитесь ближайшего ff и потрясая головой попытайтесь избавиться от капельки на кончике носа...благодарные музыканты с первых пультов безусловно оценят ваше творческое самовыражение и фантастическую музыкальность...
10)после концерта,при любом его исходе,потребуйте концертмейстера оркестра к себе ,и не впуская его по различным причинам в комнату,выговаривайте ему через дверь свое недовольство другим его коллегой с последнего пульта,который за время концерта так и не взглянул ни разу на маэстро,чем вызвал у последнего нервное потрясение,из-за чего не удался финал симфонии...
11)при разговоре с прессой никогда не упоминайте оркестр,с которым вы прошлым вечером потрясали публику...это целиком и полностью ваша заслуга,потому что вы харизматичны и гениальны...



87Печальный Демон4/3/2005 1:50:49 AM
Немного из истории Руси...
Гусли...

Гусли (От слова гусль - струна,гудеть - играть на струнах,заставлять их звучать) - первоначально название всех русских народных струнных инструментов (в глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла". Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента);в более позднем значении - название инструмента,предстовляющего собой полый ящик с натянутыми над ним струнами; верхняя дека выделывалась обычно из явора(белого клёна), отсюда выражение "яворчаты" или "яровчаты".

Исполнитель на гуслях - гусляр (или "гуслист", а также "игрец","гудец","гудлец") во время "гудения" или "гужения",т.е. игры на инструменте,положив их на колени или на стол,перебирал струны пальцами обеих рук или только правой руки,заглушая ненужные струны левой рукой. Гусли часто применялись для сопровождения пения или былинного распева. Сведения о них встречаются в различных памятниках начиная с 6 в.; за долгое время существования инструмента форма их ящика, а также количество струн и строй неоднократно изменялись.Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

...О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев


Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно стали называть гусляров - сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки.
В начале 20 в. Н.И. Приваловым были усовершенствованы и получили название звончатые (т.е. содержащие металлические струны) и сконструированы в четырёх размерах (пикколо,прима,альт,бас) для использования их в ансамблевой игре. Гусли имеют 13-14 струн. Строй всех четырёх разновидностей одинаков. Только с разницей в октаву.
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры - сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли.Наряду с щипковыми гуслями , основным приемом игры на которых является щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.



86Patrisia4/2/2005 12:02:15 PM
Печальный Демон --> (79) История некрасивая, что и говорить, и за державу обидно......тоже не представляю, зачем ходить на концерты, если не за живым звуком, который не передаёт никакая самая современная акустическая система.

Мне ещё иногда жаль, что музыкантов не видно в оркестровой яме, это добавляет эмоций к услышенному, особенно я это прочувствовала во время гастролей в Москве Римского Оперного театра с "Тоской". В римском театре оркестровой ямы нет, и Дзеффирелли, который был постановщиком этой оперы, выстроил декорации на сцене Большого в виде подиума, на котором проходило действие, а оркестр разместил вокруг подиума, тоже на сцене, по привычной для артистов и музыкантов схеме. Вот это было наслаждение и мука одновременно.....невозможно было разорваться между желанием увидеть всё сразу - и подиум с певцами, и оркестрантов, артистичных в высшей степени. Хорошо ещё, что слух имел возможность наслаждаться звуками единолично.....

85Hidalgo4/2/2005 11:17:21 AM
Patrisia --> (84) а если должна, чего ж тогда не разбирается?!

84Patrisia4/2/2005 11:02:56 AM
Hidalgo --> (83) (смеется) На миру и смерть красна! ;-) Нет, ну подумай, в самом деле - уж Вишневская-то должна, наверное, разбираться в "контральтах"......

83Hidalgo4/2/2005 10:59:26 AM
Patrisia --> (82) тебе решать, Пати, тебе решать. Но я на всякий случаи прицелился и взвел курок)

82Patrisia4/2/2005 10:56:39 AM
Печальный Демон --> (79) Меня этот вопрос тоже интересовал, но уже в связи с давним высказыванием уважаемой мною Галины Вишневской о том, что у Киркорова редкий для мужчины голос - глубокое контральто и редкий же талант. Вот и мучаюсь с тех пор - то ли поверить любимой приме на слово, а то ли по-прежнему считать Филиппа бездарностью.....

81Hidalgo4/2/2005 6:27:30 AM
Печальный Демон --> (78)
1. у вивальди концертов- около 20.
2.Бородин был химик/доктор медицины. "могучей кучки"
3. Скрябин- отцец "цветного слуха", т.е. , цветомузыки,говоря современным языком. Люкс- свет?

80Hidalgo4/2/2005 6:17:30 AM
Печальный Демон --> (78) Бородин был химик, по-моему.
А на тему "Времена года" писали четыре композитора.
Это предварительный вариант ответа. Да, Бородин еще был в "Могучей кучке", по-моему, да?

79Печальный Демон4/2/2005 4:25:16 AM
Hidalgo --> (76)
Хм... Ответить плохо...Скажут завидую...Ответить хорошо...Скажут подлизываюсь...
Он занял свою нишу в музыкальном мире России...Большего ему не дано...Просто пусть уважительно относится к поклонникам своим...
Был пример...когда одна звезда приехав в Питер..(я играл в оркестре тогда) Пела весь концерт под фонограмму...заставила оркестр поверх струн водить смычками..(пол оркестра профессора в основном ушли сразу)...А билеты стоили больше 1000 руб..я сидел и думал...За 70 рублей можно купить диск...и тот же вариант будет...А смысл...концерта в чём ? Вот...делай выводы как я могу относиться к подобному виду искусства...

78Печальный Демон4/2/2005 3:34:44 AM
Проверка эрудиции...

1. Сколько примерно концертов у А.Вивальди(автора "Времён года") ?

2. Бородин был не только профессором музыки в Санкт-Петербургской Консерватории...Каких наук он так же был почётным профессором ?

3. Композитор Скрябин включил в партитуру своей симфонической поэмы "Прометей" партию "Люкс". Эта партия была написана для ?

77Печальный Демон4/2/2005 3:19:45 AM
Арфа...
Тоже очень понравилось описание...Делюсь...

Много веков насчитывает история арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов.
Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, какой-то охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты; стало возможным сыграть простенькую мелодию... Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись все новые и новые, но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в древней Греции и Риме.
В средние века арфа стала аристократическим инструментом.
Позднее арфа проникла во все слои общества, но в XIX веке чаще всего ее можно было встретить в аристократических салонах, в дворянских гостиных.
Арфу богато украшали, играли на ней, как правило, женщины. "Волшебным инструментом" называли ее поэты, восхищаясь нежными, переливающимися звуками. Считали, что благовоспитанная девица из порядочного общества должна уметь играть на ней. Л. Толстой в "Войне и мире" рассказывает, как играла на арфе Наташа Ростова...
Сейчас арфа существует и как солирующий инструмент и как один из инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых предков. У нее 45-47 струн, натянутых на треугольную раму.
При помощи семи педалей, укорачивающих, когда это необходимо, те или иные струны, на арфе можно извлечь все звуки от ре-бемоль контроктавы до фа-диез четвертой октавы.

Страницы: 0 1 2 3 4 5 6
Яндекс цитирования