Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Хижина старика Hoshi Tora ( чуть-чуть о конфликтологии...) - ЗАКРЫТА к удалению






396Soho 5/19/2000 4:44:09 PM
(...*******..)

(.....*****....)

(.......***......)

(.........*........)

(........................)

(.............00..)

(..........0000....)

(......00000000......)

(......00000000......)

(..........0000........)

(.............00..)







395Soho 5/19/2000 4:41:13 PM
# часть 12 #



3. ПЕРЕГОВОРЫ



В системе Айки-тактики Переговоры представлены треугольником (агрессор), направленным на круг (ваша ответная реакция):



(...*******..)

(.....*****....)

(.......***......)

(.........*........)

(........................)

(......00..)

(......0000....)

(......00000000......)

(......00000000......)

(......0000........)

(......00..)





Похоже, это первый раз в этой главе, когда мы можем действовать напрямик, без необходимости извиняться за стратегию. На переговоры — разумный обмен возможными решениями, обсуждение возможных последствий — наша культура смотрит с благосклонностью. Искусство компромисса и арбитража ценится весьма высоко. Бывший Государственный Секретарь Киссинджер в свое время успешно применял Переговоры на международном фронте, в то время как искусные арбитры, такие, как Теодор Хил, снискали себе славу своими усилиями на национальной сцене. Офицеров полиции регулярно учат, что чем дольше они будут отвлекать разговором преступника или даже потенциального самоубийцу, тем больше вероятность взаимного выживания. В профессиональных библиотеках имеется множество книг, раскрывающих тактики и стратегии достижения компромиссов.



Но Переговоры не всегда наилучшее средство для разрешения конфликта. Кому-то, например, нелегко поступаться своими идеалами и принципами. И очень редко, когда у вас есть мало-мальски приличный шанс найти компромисс в ситуации жизни и смерти. Нам будет непросто прийти к общему решению с грабителем, если мы будем играть по его правилам:



“Ударьте меня, пожалуйста, только справа и возьмите только половину моих денег и разойдемся по-хорошему...”



Точно так же и в мире социальных конфликтов бывают ситуации, в которых Переговоры становятся не самым подходящим выбором ответной реакции на конфликт.



“Вы правы, оспаривая мою католическую веру .Я скажу вам вот что: если вы оставите меня в покое, то я обещаю вам верить только в одну треть Святой Троицы!”



Едва ли. Вы заслуживаете лучшего, чем это. Вы имеете право на свою веру, на свои принципы, на свою этику.



Переговоры представлены кругом для того, чтобы указать на тот факт, что реагирующий не оказывает Отпор и не Уходит. В действительности, тот, кто выбирает Переговоры, делает понемногу и то и другое: разворачивается, но при этом не бросает всего. Таким образом, Переговоры, по сути дела, кругообразное действие, состоящее в развороте и отступлении до определенной степени; они не пассивны. Переговоры — это средство стратегии уступок для достижения решения.



Хорошо, бывают случаи, когда Переговоры — это наилучшая, в смысле “наиболее подходящая”, ответная реакция на конфликтное событие. Робин Гуд спешит перейти через бревно, а тут вы. Вы можете обсудить ситуацию “как разумные люди”. Но какое бревно и в какое время больше всего подходят для компромисса? Какая ситуация? Какой противник?



КОГДА ВСТУПАТЬ В ПЕРЕГОВОРЫ



Переговоры наиболее эффективны в том случае, когда вы вовлечены в ситуацию не-выигрыша. Ваш противник может, конечно, определять для себя происходящее как соревнование с победителем и проигравшим, но чаще всего это ваше дело — потому что вы собранная и сконцентрированная личность —повернуть (округлить) конфликт и предложить разумный выход, приемлемый для обеих сторон. Вы решаете, что нет необходимости быть победителем или побежденным, и вы же указываете путь к максимальному увеличению выгод, как для вас, так и для вашего оппонента.



Эбби — ваша шестилетняя дочь. Она спускается вниз в своем Докторе Дентоне и атакует, ее милая маленькая улыбка превращается в недовольную гримасу:



Эбби: Родители Луизы не заставляют ее ложиться так рано. У нее действительно хорошие родители.



Моментально ваши сенсоры приходят в боевую готовность: Это ситуация не-выигрыша. Конечно, вы можете оказать Отпор, аргументируя тем, что родители Луизы обычно до такой степени накачаны спиртным и наркотиками, что вообще не знают, где их дочь, и что в действительности вы гораздо лучшие родители, чем они. Мы, однако, сомневаемся в том, что Эбби оценит или поймет эту информацию. Более того, в любом случае, не существует никаких общепризнанных тестов, определяющих “совершенных” родителей. Одни родители скажут, что хороший родитель при необходимости бьет своего ребенка; другие же скажут, что хороший родитель никогда не бьет своего ребенка. Вы знаете детей из строгих семей и детей из “беспечных” семей, среди них есть какие угодно, есть и хорошие, есть и испорченные; так что в этом вопросе невозможно выиграть, прибегнув к Отпору.



Вы можете Уйти от маленькой Эбби, сказав ей, что вам нужно в ванную, но атака едва ли оправдывает такой ответ, да и, в любом случае, Эбби очень настойчивый ребенок. Вы можете на некоторое время вывести ее из равновесия, но она постоянно будет возвращаться к теме укладывания в постель на полчаса позже.



Однако самое важное, чтобы вы почувствовали, что это ситуация не-выигрыша. Не то чтобы в этой ситуации не могло быть победителя — вы могли бы просто привязать ее к двери чулана и выключить весь свет в доме. Вы, сильнейший, были бы действительным победителем, а Эбби, наислабейшая, была бы побежденной. Только номинально; здравый рассудок подсказывает нам, что и Эбби, и ее родители будут проигравшими, если рассматривать события таким образом. В этом случае, если у родителей есть душа, они в конце концов начнут чувствовать себя виноватыми, а Эбби закончит тем, что сбежит из дому.



Так что вы, родители, садитесь и решайте эту проблему, находите компромисс, ведите с Эбби Переговоры.



КАК ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ



Правило №1: Переговоры требуют наличие двух кругов после начальной стадии.



Другими словами, после того, как вы скажете вашему противнику, что вы хотите выработать компромисс, обсудить его, посмотреть на него с обеих сторон, вы должны получить двоих заинтересованных в компромиссе. Переговоры — это не искусство все отдавать; это искусство заключения взаимоприемлемых сделок, искусство нахождения гармоничного разрешения.



С вашей стороны, это может означать, что вы должны быть чуть менее жесткими в отношении времени укладывания в постель. Вы можете согласиться, на условиях Эбби, порасспросить других родителей относительно того, какое время они считают разумным для укладывания своих детей в постель. (С вашей стороны потребуется быть немного более свободными со своим эго, быть готовыми в определенной мере признать “ошибку” и быть готовыми относиться к Эбби как к человеку, имеющему равные с вами права. И еще, это действие с вашей стороны начнет долгий путь превращения Эбби в разумное человеческое существо...) Или вы можете предложить сделку: сделайте так, чтобы время отправления в постель было напрямую связано с состоянием ее комнаты. Помните, однако, вы никуда ее не заманиваете и ниоткуда ее не выманиваете. Вы два равноправных человека, заинтересованных в решении проблемы.



Это нелегко.



Сначала вы должны определить, что же стоит за жалобами Эбби о хороших родителях и укладывании в постель. Искусство компромисса не означает, что вы обязательно должны цепляться за первый попавшийся повод. Имея дело с детьми (и с взрослыми тоже), иногда вы должны помочь им заглянуть за свои высказанные желания и увидеть там дополнительные пятнадцать минут телесериала Старски и Хатч. Так же, вполне возможно, что все, что Эбби хочет, — это немного внимания. Если вы окажете Отпор и накричите на нее, она получит внимание, хотя оно будет и негативным, и ничего большего вы этим не решите. Вы закончите тем, что сначала взбеситесь, затем расстроитесь, почувствуете себя виноватыми и будете о себе дурного мнения. Порой вести Переговоры гораздо сложнее. Но посмотрите, насколько эффективным может стать этот выбор:



Эбби: Родители Луизы не заставляют ее ложиться так рано. У нее действительно хорошие родители.



Вы: А что бы ты хотела делать?



Эбби: Посмотреть Старски и Хатч. Родители Луизы всегда позволяют ей смотреть этот сериал.



Вы: Я полагаю, что последнее время мы были серьезно заняты, не так ли? Мы не уделяли тебе достаточного внимания.



Эбби: Я не знаю...



Вы: А в котором часу Луиза ложится в постель?



Эбби: Я не знаю...



В этот момент у вас есть выбор: рассердиться по поводу ее неконкретных ответов или увидеть в них признак того, что вы начали задевать ответную струну.



Вы: Что ж, посмотрим, сможем ли мы выработать компромисс?



Эбби: А что это?



Вы: А это когда два человека садятся и выкладывают свои проблемы, чтобы посмотреть, могут ли они найти способ, который удовлетворял бы их обоих. Мы хотим, чтобы ты высыпалась, а ты хочешь не спать допоздна. Итак, мы не можемпозволить тебе ложиться на целый час позже, но, может быть, какая-то часть часа решит дело.



Эбби: Сколько?



Вы: А это зависит от того, что ты собираешься делать.



И так далее... постоянно помня, что то, что стоит за всем обменом, вероятнее всего, вопрос внимания и любви.



Признаем, в целях нашей дискуссии, что Эбби довольно определенный ребенок. В разгаре настоящей жизни вещи становятся гораздо более сложными. Смысл в том, чтобы не усложнять свое собственное сознание: не застревайте в побочных вопросах, в ненастоящих вопросах, в критических замечаниях. Чем проще вы сможете визуализировать событие, тем успешнее вы выпутаетесь. Не позвольте себе попасть в западню, заметив, что у Эбби спереди на пижаме виднеется пятно от десерта. В настоящий момент вы разбираетесь с синдромом любовь/телевизор/Луиза, а не с фактом, что манеры Эбби за столом оскорбляют ваше деликатное восприятие! Как только вы сместите тему на ребенка, вы все испортите: “Я хочу посмотреть телевизор”. — “А что это у тебя сверху на пижаме?” — “Желе. Так можно мне посмотреть?” — “Ты такая неряха...”



Это не компромисс, это безумие.



Может быть, у вас нет ребенка, или ваш ребенок само совершенство, и вы думаете, какое отношение Эбби и ее Доктор Дентон имеют к вашей жизни. Возьмите любую конфликтную ситуацию, и участники могут вдруг стать ужасно похожими на Эбби и ее родителей. В каждом из следующих примеров жертва выбирает (неверно) Отпор.



Жена: Ты никогда не обращаешь на меня внимания. Фред всегда внимателен к своей жене.



Муж: Почему ты носишь этот ужасный халат?







Босс: Вы уверены, что делаете все возможное?



Работник: Конечно, да! Я работаю вдвое больше, чем кто бы то ни было здесь.







Близнец 1: Лучше прекрати пытаться увести моих подружек.



Близнец 2: Я бы в жизни не пытался увести этих...! В каждом из этих случаев Отпор (треугольник) является неподходящей ответной реакцией, поскольку ни один из нападающих не предлагает ситуации выигрыша/проигрыша или соревнования, как мы его определили. Вы не можете измерить внимание; вы не можете измерить максимальной отдачи на рабочем месте; вы не можете измерить верность. Это в чистом виде ситуации не-победы, на которые лучше всего отвечать Переговорами, — становясь кругом компромисса.





Муж: Что ж, давай посмотрим, сможем ли мы разгладить проблему внимания. Извини, что это тебя беспокоит. Я сейчас немного занят, но я думаю, мы сможем это выяснить. Я тебя действительно люблю.





Работник: Если вы чувствуете, что я недостаточно усердно работаю, давайте посмотрим на мою рабочую нагрузку и вы скажете, где нужно подтянуться.





Близнец 2: Мне всего лишь нравится разговаривать с твоими подружками. Может быть, мы можем что-нибудь сделать, чтобы восстановить доверие, которое, похоже, в здешних местах спустили по трубам.





В каждом из этих конфликтов правда, вероятно, есть на каждой из сторон, и ее необходимо разыскать и гармонично разрешить. Заметьте, что ни один из реагирующих не сдался и не претворился мертвым. Они подошли к точке, на которую была направлена атака, и предпочли Переговоры Отпору или Уходу.



Конечно, если ваш противник продолжает шуметь и безумствовать, вы можете быть вынуждены — после честного выслушивания — прибегнуть к другой ответной реакции на конфликт. Как мы уже говорили. Переговоры требуют два круга.



Как ответ на конфликт, Переговоры нужно использовать с соответствующим духом — с таким же, как и во всех ответных реакциях Аики-тактики, — с уверенностью и стремлением избежать нападения. Не надо об этом думать как об уловке или как о способе обменять свой страх на сиюминутное спокойствие. Переговоры — это встреча равных умов и сердец, а не упражнение в ловкости рук. Это должно идти от вашего искреннего желания решить проблему и не должно быть просто способом выиграть что-то, чего у вас до того не было.. Оставайтесь уравновешенными, не играйте в игры и фокусируйтесь на проблеме, а не на оппоненте. Не беспокойтесь о своем эго. С ним все будет в порядке!





391Soho 5/5/2000 12:05:39 PM
# часть 11 #



2. УХОД



Если наша культура о драке далеко не лестного мнения, то, как нам говорили, ничего не может быть хуже, чем бегство от нее.



Мы бы хотели изменить это представление.



Для того чтобы использовать эту ответную реакцию, сначала вы должны избавиться от всех намеков на трусость, связанных с “бегством”. Если вы предпочитаете Отпор бегству лишь потому, что вы считаете бегство трусостью, то вы делаете большую ошибку. Если же вы деретесь вместо того, чтобы спастись бегством, только потому, что вы не знали, что вы могли бежать, вы делаете ту же самую ошибку.



В системе Аики-тактики Уход представлен треугольником, направленным от точки конфликта:




(...*******..)

(.....*****....)

(.......***......)

(.........*........)

(........................)

(...0000000..)

(.....00000....)

(.......000......)

(.........0........)





Вершина треугольника направлена совершенно в обратную сторону; это не беспорядочное отступление в замешательстве и с извиняющимся видом. Слишком часто люди — до тех пор, пока за ними не начинает гнаться медведь или неистовствующий психопат, — бегают кругами, как будто на них горит одежда, скачут вверх-вниз, как Кейстон Копс, или разваливаются на части и предлагают себя добить. Треугольник напоминает, что Уход — это определенный выбор, что это стратегия, которую нужно применять с таким же равновесием и спокойствием, что и в любой другой стратегии. Он направлен.



КОГДА ОТСТУПАТЬ



Уход — это соответствующая ответная реакция в следующих ситуациях:



Когда все остальное провалилось, а путь к бегству открыт.



В физическом смысле эта ответная реакция очевидна. Вы оказываете Отпор боксеру-профессионалу и проигрываете. Если вы хоть немного еще замешкаетесь, вас разорвут надвое. Если вы, конечно, не романтик с явными склонностями к мазохизму, то в том, что вы будете нарываться на Армагеддон, славного мало. Вы убегаете так быстро, как только можете, если, конечно, еще можете... “чтобы сразиться в другой раз”. В области вербального конфликта Уход сложнее визуализировать, поскольку он не всегда требует покидать сцену.



Как это ни грустно, но где Уход применяется недостаточно часто — так это во взаимоотношениях мужчина—женщина. Когда все конфликты превратились в драки, а все попытки разрешить их провалились, именно Уход может оказаться куда лучше, чем терпеливое продолжение постоянных боевых действий. В наших рабочих группах мы постоянно встречаем мужчин и женщин, которые рассказывают нам о браках, отмеченных физической и эмоциональной жестокостью. Когда мы спрашиваем этих людей, почему они не уходят, они говорят: “Я пытаюсь спасти наш брак”, или “Я остаюсь в браке только ради ребенка”, или “Может, оно само собой образуется”. В таких случаях, вероятно, для Ухода потребуется гораздо больше внутренней силы, чем для того, чтобы остаться и сражаться дальше. Существуют сотни изученных случаев, демонстрирующих, что ожидание того, что плохие отношения пройдут, травмируют детей так же сильно, как и развод. Более того, мы твердо убеждены в том, что если кому-то приходится “работать” ради сохранения брака, то этот брак или личности, находящиеся в браке, неизбежно будут страдать.



Таким образом, Уход временного или постоянного характера должен быть обдуман людьми, оказавшимися в неудачном браке, в неудачных взаимоотношениях, в конфликтном рабочем окружении и т. д. Мы должны перестать думать о жизни как о чем-то тяжком, что нужно переносить, как будто мы спартанцы, а мир—это наше поле битвы. При условии — что все остальные пути оказались менее эффективными или вовсе непригодными.



Когда не подходят ни время, ни место.



Как мы уже выяснили в главе, посвященной Отпору, время и место должны быть подходящими, иначе конфликт превратится в разгром. Поэтому, когда вы выбираете Уход, делайте это как можно скорее; как говорится в военных фильмах: “Давайте убираться отсюда к черту!”



Например, Норин — торговый клерк в маленьком магазинчике. Время от времени она должна иметь дело с клиентами, которые, по меньшей мере, невыносимы. Некоторые просто грубы, но другие, такие, как миссис Брэдфорд, ведут себя явно оскорбительно. Миссис Брэдфорд принадлежит к большому обществу, представители которого чувствуют себя лучше, если мучают людей, занимающих “более низкое положение” в жизни. Почему эта группа ведет себя подобным образом, в данном случае к делу не относится — наша задача пережить их, не начать думать о себе плохо только из-за их жизненной философии выигрыша/проигрыша. Позже мы увидим, что для Норин открыты и другие возможности, но на этот раз она выбирает Уход. Она решает, что время и место неподходящие.



Магазин переполнен. Как раз канун Рождества, и покупатели все больше и больше заражаются настроением всеобщей истерии. Норин и ее временные помощники работают сверхурочно, они очень устали. Остается полчаса до закрытия.



Миссис Брэдфорд ловит Норин и моментально разражается пространной тирадой насчет размера, неправильно указанного на этикетке платья, которое она купила на прошлой неделе. Сначала Норин справляется неплохо. Она приносит извинения от имени магазина и соглашается загладить ошибку наилучшим способом. Но миссис Брэдфорд, чье подсознание обрадовалось возможности выплеснуть свою злобу ко всему миру и всем его обитателям, этого недостаточно. Поэтому она не удовлетворяется предложением. Она повышает голос.



Миссис Брэдфорд: Это так типично для этого магазина! Очевидно, что вы здесь во всю стараетесь, только бы создать побольше неудобств своим клиентам!



Оглядевшись вокруг, Норин видит, что многие ее клиенты прислушиваются к конфликту; репутация магазина в опасности. Она также знает, что от миссис Брэдфорд одними извинениями и оправданиями не отделаешься и что Отпор приведет только к резне. Место неподходящее — только не в переполненном магазине, где “клиент всегда прав”, — да и время не лучшее — как раз перед закрытием.



Норин решает Уйти.



Но куда она может бежать? Едва ли подходящим для нее будет развернуться и выбежать из магазина —и, соответственно, лишиться своей работы.



Уход не обязательно должен быть физическим.



Норин сосредоточивается, остается спокойной и отвечает насколько возможно неэмоционально.



Норин: Миссис Брэдфорд, я не тот человек, который вам нужен для решения этого вопроса. Я здесь всего лишь клерк. Если вы желаете говорить с менеджером, пожалуйста, оставьте мне ваш телефонный номер, и она перезвонит вам, как только придет. А сейчас я прошу вас простить меня, я должна обслужить тех людей. Они уже достаточно долго ждут, и я не хотела бы их разочаровывать. Спасибо за ваше терпение.



Улыбнувшись при этом, она очень эффектно разворачивается и идет делать то, за что ей платят.



Конечно, возможно, что миссис Брэдфорд будет продолжать шуметь и бесноваться, но если Уход имеет треугольную форму, сделан сознательно и уверенно, разозленная женщина будет выведена из равновесия. “Спасибо”, этот подарок от Норин, должен помочь ей вновь обрести чувство гуманности. Другие клиенты, слыша заявление Норин о нежелании их разочаровывать, теперь на ее стороне. Но что самое важное, она полностью порвала с действием и ушла от конфликта, который мог закончиться для нее потерей далеко не только терпения.



А-а, скажете вы, но как насчет того, что чувствует Норин внутри? Как она могла спустить старой карге такое поведение?



Норин ничего не спустила миссис Брэдфорд. Миссис Брэдфорд — это миссис Брэдфорд, а Норин — это Норин. Даже если в данный момент они занимают одну и ту же временную и пространственную нишу, это ни в коем случае не забота Норин — отплатить женщине, разгромив ее. Самомнение Норин, в данном случае позитивное, проистекает из ее способности справиться с конфликтом, а не из способности задать трепку злобной старухе.



Теперь давайте посмотрим, как Уход применяется в другой конфликтной ситуации. Боб, разведенный мужчина, встречает на вечеринке Кена, своего старого друга. После того как было выпито слишком много, Кен поворачивается к Бобу и говорит: “Боб, я слышал, ты связываешься только с замужними женщинами? Ты что, боишься настоящих женщин? Я никогда не думал, что ты трус!”



Боб мог бы оказать Отпор. Но какой в этом смысл? Это едва ли вопрос жизни и смерти или вопрос первоочередной важности. И хотя ему открыт целый ряд возможностей. Боб, решив, что это едва ли подходящее время и место для обсуждения его личной жизни, выбирает Уход. Развернувшись так, чтобы быть лицом к лицу с Кеном, он говорит: “Извини Кен, но я не хочу говорить об этом”. И он уходит в другой конец комнаты, чтобы поговорить с тем, с кем он сам захочет. Он уходит от конфликта, который подстроил ему Кен. Зная, что в этой ситуации не может быть ни победителя, ни побежденного, он извиняется и отходит в сторону — Уходит. На наш взгляд, только человек, безнадежно ищущий какого угодно внимания, останется и впутается в сеанс доморощенной психиатрии с пьяным другом, который к тому же ведет себя достаточно оскорбительно. Здесь нечего выигрывать.



Опять же, самооценка приходит от вашего умения управлять собой и от чувства удовлетворенности собой, а не оттого, что вы впутываетесь в конфликт и уничтожаете кого-то другого. И то, что Кен прав или не прав, не имеет ни малейшего значения. У Боба есть право Уйти.



КАК УЙТИ



Нет ничего проще. Вы должны Уйти явно и с единственным намерением.



Слишком часто мы находим людей, которые одновременно подают два сигнала. Другими словами, они Уходят, но делают это двусмысленно, оставляя другому человеку ощущение, что на самом деле они хотят, чтобы их попросили остаться. Они не уверены в своем праве покинуть сцену, и поэтому их Уход довольно невыразителен. Например, человек, который уходя говорит: “Я еще вернусь”, или “Не думай, что ты этим чего-то добился”, или “Мое возвращение будет зависеть от твоего поведения”, — пытается ввязаться в драку и убежать в одно и то же время. Все, чего он добивается, — это запутывает оппонента.



Так что, если вы выбрали Уход, убедитесь, что вы делаете это с определенностью, зная, что вы пользуетесь своим правом оставаться вне деструктивного окружения. (Позже, когда вы научитесь центрироваться (ощущать собственный центр), вы поймете, как совершить отцентрированный Уход и избежать при этом двусмысленных действий.)



И последнее: вы должны отделить все оценки от концепции Ухода с тем, чтобы успешно его использовать. Если вы заколеблетесь хоть на мгновение из-за какого-то пережитка насчет трусости или потери лица, вы пропали.





390Soho 5/5/2000 11:56:58 AM
# часть 10 #



ФИЗИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ



Как насчет очень важной области невербального общения? До сих пор мы концентрировали наше внимание главным образом на словах, — какие вещи говорить, а какие нет, — но так же важно, чтобы в случаях, когда вы выбираете Отпор, вы говорили нужные вещи и без слов. Тела, лица и физические взаимоотношения могут сказать столько же, сколько и две сотни параграфов хорошо отобранных, гармоничных слов.



Например, предположим, атакуя проблему, у вас все превосходно с красноречием, но ваши глаза превратились в узкие щели, руки на бедрах, левая нога выставлена вперед, а сами вы находитесь на расстоянии двух дюймов от лица вашего оппонента. Это может быть подходящим положением, если вы крепко на кого-то наседаете, но это не вяжется с теми новыми словами, которые вы произносите, — словами, которые должны восстановить гармонию. Вы можете декламировать поэзию, но если все ваше поведение направлено на нападение, он это почувствует.



Слушайте, что говорит ваше тело.



Существует три элемента физического отношения, которые нужно постоянно держать в уме: лицо, поза и духовные взаимоотношения. Давайте рассмотрим их все по очереди.



Ваше лицо может быть наиболее выразительной частью вашего тела. Это замечательно, за исключением того факта, что в действительности оно может выражать вещи, о которых вы даже не подозреваете. Вы должны начать смотреть в зеркало не только для того, чтобы высмотреть недостатки вашего внешнего вида. Вы должны знать, на что похожи выражения вашего лица —и как вы их ощущаете. Станьте перед зеркалом и попросите свое лицо стать злым. Внимательно пронаблюдайте, как при этом себя чувствуют все мышцы вашего лица. Запомните ощущения. Затем продолжите и проделайте то же самое с “грустным”,“смущенным”, “испуганным” и “счастливым” лицом. Сталкиваясь с людьми в и вне конфликта, наблюдайте за своим лицом. Знайте, что вы далеко не в порядке, когда говорите, что счастливы, но при этом ваше лицо выглядит грустным. Вернитесь на правильный путь.



В нашей работе мы постоянно наблюдаем людей, которые оказывают Отпор, но при этом выдают свои “подлинные” страхи. Они очень плотно наступают, но их глаза широко раскрыты, а рты вяло приоткрыты. Или пытаются оказать Отпор, но их глаза выглядят так, как будто человек плачет. Их оппоненты могут и сами быть не очень наблюдательными, но обычно люди чувствуют это несоответствие.



“Правильное” лицо для Отпора — это, вероятно, наиболее пустое лицо. Смотреть нужно противнику прямо между глаз (чтобы вас не застигли врасплох, посмотрев вам в глаза), и пусть ваш защитный дух сохраняет как можно более нейтральное, но при этом мощное выражение. Злое или враждебное лицо склонно бросать вызов противнику, что делает разрешение конфликта еще более сложным.



Поза тоже должна быть поднята до уровня сознания. Посмотрите на людей, вовлеченных в конфликт. Понаблюдайте за тем, как тела выражают эмоции своих хозяев. Слово “подавляющий” наиболее подходящим образом описывает высокого человека, который просто нависает над своей жертвой. Родители очень часто не отдают себе отчет в том, насколько их стойка с упирающимися в бедра руками (“Я по горло сыт тобой!”) пугает их детей. Люди, доказывающие свою точку зрения с помощью указательного пальца, редко осознают ту угрозу, которая содержится в этом жесте.



Так же как и с лицом, смысл заключается в том, что вы должны знать, что говорит ваше тело, и быть уверенными в том, что оно говорит именно то, что вы хотите. Не оказывайте Отпор на словах, когда отклоняетесь назад. Не тыкайте кого-нибудь в грудь пальцем, говоря при этом: “Слушай, я только хочу разобраться с проблемой!” Стойте удобно.



Ваша поза должна соответствовать вашему подходу. .



И наконец, какие у вас пространственные взаимоотношения с вашим оппонентом? Лишь немногие из нас имеют представление о концепции нашего личного пространства. Мы живем в этом пространстве, ходим в нем, сидим и общаемся в нем, но мы редко осознаем его до тех пор, пока кто-нибудь не входит в него непрошенным. Подумайте, как вы себя чувствуете, когда кто-то говорит вам что-то прямо в лицо. А что, если вы попятитесь, а он будет продолжать идти вперед?



Осмотрите свое пространство и начните ощущать пространство других — особенно когда вы вовлечены в конфликт. Бывают случаи, когда вы вынуждены быть суровыми, когда вы должны войти прямо в чье-то пространство и потребовать, чтобы тот отказался от определенного поведения. А бывают случаи, когда такого рода вторжение является наихудшим — как, например, в случаях, когда вы имеете дело с детьми и ищете взаимоприемлемое решение.



Умейте использовать свое пространство для максимального увеличения шансов достижения гармонии.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ



Для того чтобы помочь вам в вашем Отпоре, мы включили контрольный список. Обращайтесь к нему и постарайтесь его запомнить.



Когда оказывать Отпор



1. Нет другого выхода.



2. Это вопрос жизни и смерти.



3. Это вопрос первоочередной важности.



Правила Борьбы



1. У вас есть право жить, и вся Вселенная поддерживает ваше право бороться за ее сохранение.



2. Никогда не вступайте в схватку с тем, кому нечего терять.



3. Используйте минимальную силу, необходимую для восстановления гармонии.



4. Никогда в своей контратаке не выходите за пределы возможного ответного действия.



5. Не сражайтесь, если в этом нет необходимости.



Оценка Ситуации



1. Взаимоотношения: Каковы взаимоотношения между мной и нападающим?



2. Место: Наилучшее ли это место для драки?



3. Время: Наилучшее ли это время для драки? Верен ли выбор времени (тайминг) для моей контратаки?



4. Дух: Насколько решителен атакующий? Насколько решителен я?



Три Стадии Отпора



1. Иммобилизация: для остановки продвижения нападающего.



2. Контроль: для фокусировки конфликта на проблеме посредством честной борьбы и конкретного подхода.



3. Восстановление Гармонии: “победа”, при которой обе стороны “побеждают”, а настоящая проблема разрешается.



Физическое Отношение



1. Лицо: О чем оно говорит? Что я хочу, чтобы оно говорило?



2. Поза: О чем она говорит? Что я хочу, чтобы она говорила?



3. Духовные Взаимоотношения: Где я взаимодействую с пространством своего оппонента?



Сначала это может показаться невозможной работой — оценка, обдумывание, проверка и задавание вопросов. Но если вы попробуете, вы обнаружите, что очень скоро это станет заменой вашим прошлым менее успешным попыткам оказать Отпор. Вознаграждения моментальны, и одно это должно вдохновить вас на то, чтобы продолжать. Если вам это не удастся и вас снова “заманят” назад ваши старые модели поведения, жизнь на этом не закончится. Просто снова вернитесь на след и попробуйте еще раз.



Вы можете это сделать.






385Митч5/4/2000 2:49:30 PM
ХАЙКУ


Классические японские трехстишия



1. ФИЛОСОФИЯ
----------------------------------------------------


Я тянусь вверх.

Дотянуться до неба пытаюсь.

Хрен там!
----------------------------------------------------

Наркотики, гейши,

Цунами, сакэ, харакири --

Вот что нас губит.
----------------------------------------------------

Смиренный монах

Будде молитву возносит.

Стало быть, верит.
----------------------------------------------------


2. ПРИРОДА
----------------------------------------------------


Захотелось пройтись

По долине, заросшею вишней.

А и то. И пройдуся.
----------------------------------------------------

Квакает жаба.

Пойду, познакомлюсь с животным.

Может, надую...
----------------------------------------------------

Звонкой капелью

Вновь о себе возвестили

Соседи сверху.
----------------------------------------------------

Охота на кабана.

Нож наточил и по лесу иду.

В руке -- ведро помоев.
---------------------------------------------------

Люди смешные --

В испуге бегут от цунами

На мой неприступный утес.
---------------------------------------------------

Редкая птица в здравом уме

Долетит до середины чудесного

Тихого Океана.
--------------------------------------------------

Стреляю в уток.

Сбежались на звуки стрельбы

Любопытные зайцы.
--------------------------------------------------


3. БУДНИ...
--------------------------------------------------


Вот и солнце взошло.

Ты, любимая, руки свои убери.

Возвращаюсь в семью.
--------------------------------------------------

Рис уродился.

Сложная будет уборка --

Радикулит!
--------------------------------------------------

На рисовом поле лежу.

Руки раскинул, лицом вниз,

Подобно зерну.
--------------------------------------------------

Абонемент пробиваю.

Мелкие круглые дырки

Украсят бумажку.
---------------------------------------------------

Покупатель спросил,

Сколько иен стоит риса кило.

Наверно, без глаз...
---------------------------------------------------

Не пойду в зоопарк,

А мясо себе на обед

Куплю в магазине.
---------------------------------------------------

Хают Родину-мать

А сами все время едять

Японское сало!
---------------------------------------------------

Телевизор включаю.

Что ж нового подлый и наглый

Си-Си нам готовит?
---------------------------------------------------

Икебана в ведре.

Не пришла в гости девушка.

Ну и плевать.
---------------------------------------------------

Чтобы друга узнать,

Ты его за собою тяни

На священную Фудзи.
---------------------------------------------------

Верность жене сохраняю,

Месяц не пью. Ну когда же

Снимут мне гипс?
---------------------------------------------------

Выпали зубы.

Гадалка вчера предсказала,

Что выпадет счастье...
---------------------------------------------------

Лают собаки.

Кто-то стреляет в ночи.

Криминогенный район...
---------------------------------------------------

Сплю безмятежно.

Покой охраняет надежно

Японский городовой.
---------------------------------------------------


5. ...И ПРАЗДНИКИ
---------------------------------------------------


Перестанем работать.

Будем петь, танцевать, веселиться.

Рис купим в Канаде.
---------------------------------------------------

Ах, нашлась, нашлась

Старенькой бабки потеря

У дедушки в кимоно!
---------------------------------------------------

Платежная ведомость.

В строчке, где имя мое --

Крупная сумма!
---------------------------------------------------

Новый Год наступил.

Беззаботные лица прохожих

Лежат тут и там.
---------------------------------------------------

Твист и рок-н-ролл

Танцует всех лучше Васяси --

Стиляга из Токио.
---------------------------------------------------

Вот помойка горит.

По двору распространился

Запах яблочного пирога...
---------------------------------------------------

Снова манит меня,

Заставляет куда-то бежать

Китайское пиво...
--------------------------------------------------

О как ты прекрасна,

Страна Восходящего Солнца,

Особенно ночью!
---------------------------------------------------

Цветной телевизор донес

Весточку с Родины милой --

Показали Курилы!..
---------------------------------------------------


6. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
---------------------------------------------------


Яма в саду.

Рис в нее глубоко закопаю.

Ведь идет продразверстка.
---------------------------------------------------

Самолет мой гудит.

Тяжело моему самолету.

Скорей бы Пирл-Харбор...
---------------------------------------------------


7. ПЕСНИ
---------------------------------------------------


От Кюсю до Японских морей

Армия Солнцеподобного Микадо

Всех сильней!
---------------------------------------------------

Гляжу в озерную синь,

Ромашек нарвал в полях,

Зову тебя Япониею!
---------------------------------------------------

Вишни в цвету...

Надо пойти, заломати.

Ой, люли-люли!!!
---------------------------------------------------


8. ХАЙКУШКИ (Японский фольклор.)
---------------------------------------------------


"Тойота" стоит на горе.

Нету колес у "Тойоты".

Их унесла молодежь.
---------------------------------------------------

В кооперативе "Судзуки"

Синтоистский ограбили храм.

Колокол осквернили...
---------------------------------------------------

Работал на дизеле с другом,

Не знаю, как нас и назвать...

В общем, наш дизель украли.
---------------------------------------------------

Плывут две дощечки

Вниз по реке Сумида.

Вспомнилась мать...
---------------------------------------------------

За смелый полет

Хрущев подарил Терешковой

Электронный нефритовый стержень...
---------------------------------------------------

Дом мамы жены.

Без шутки я вряд ли пройду.

Что показать ей?


380Soho 4/27/2000 4:33:58 PM
# часть 9 #



Оценка Ситуации



Никто не ожидает от вас того, что вы будете слепо оказывать Отпор, не оценив предварительно все переменные конфликтной ситуации. Вы можете сказать: “Эй, я не могу заниматься всем этим и оценивать, когда на меня орет мой собственный муж!” – но в таком случае мы утверждаем, что, если вы не 6удете заниматься всем этим и оценивать ситуацию, вас просто разгромят – или иначе разгром вашего оппонента будет окончательным.



Хорошая предварительная оценка должна включать в себя следующие соображения:



1) взаимоотношения



2) место



3) время



4) дух/настроение



Взаимоотношения: Какие взаимоотношения между вами и человеком, который вас атакует? Это кажется весьма очевидным, но почему, в таком случае, так много убийств совершается друзьями? Если бы один из участников схватки остановился и обнаружил, что он дерется с собственным другом или любовником (и осознал все то, что из этого следует), статистика убийств радикально бы изменилась. Это, по крайней мере, развеяло бы неконтролируемый пыл момента.



Место: Отвлекитесь на долю секунды и спросите себя, на самом ли деле это наиболее подходящее место для драки. На самом ли деле вы хотите орать и чтобы на вас орали в лифте? в холле, перед десятками свидетелей? в спальне? Если это неподходящее место, если вы явно в проигрышном положении, не стойте, словно индюк накануне Дня Благодарения, – двигайтесь! Вы можете испробовать любое количество стратегий. Наилучшее из них – это наиболее прямое: “Если ты хочешь разобраться, давай отойдем туда, где мы сможем сделать это честно”. И после этого вы можете перейти в свой офис, подсобное помещение, где хранятся веники, в переднюю, в парк или в любое другое наиболее подходящее для вас место. По какой, собственно, причине вы должны оказывать Отпор на чьей-то чужой территории?



Время: Наилучшее ли это время для Отпора? Возможно, вы будете не в состоянии контролировать этот элемент, но вы также не должны зависеть от чьей-то милости. У вас есть право сказать: “Слушай, сейчас я слишком устал, а ты хочешь от меня, чтобы я занялся настолько сложной проблемой. Я не могу в данный момент помочь тебе решить эту проблему”. Если вы станете продолжать позволять другим заставать себя врасплох, то вы будете влипать опять и опять. Далеко не со всяким конфликтом необходимо разбираться в момент его возникновения, У вас на самом деле есть некоторая власть. Используйте ее.



Еще один аспект времени – это тайминг, умение выбрать наиболее подходящий момент. Вы должны чувствовать, когда наступает подходящий момент для подходящего действия или подходящего заявления. Не годится, если вы израсходуете всю свою силу в первом же залпе. Вы интеллигентный человек и можете гораздо больше преуспеть в своих сражениях, если будете более восприимчивым к таймингу, чем к своему уязвленному эго.



Дух: И последнее, но такое же важное, как и все предыдущее, это определение духа – вашего и вашего противника. Когда вы сражаетесь, вы должны сфокусироваться на чистом, ясном намерении, наполненном духом защиты. Вы в точности знаете, чего хотите, и вы здесь потому, что хотите защитить всякое живое существо, вовлеченное в конфликт, а это – вы, ваш оппонент и любой другой человек, который может пострадать в результате столкновения. Драка в любом другом своем проявлении противна духу Айки-тактики, противна принципам жизни и абсолютно саморазрушительна, поскольку каждый побежденный противник – это потенциальный враг. Если вас это не пугает, то вы можете с равным успехом обменять эту книгу на револьвер “Смит энд Вессон” тридцать восьмого калибра и коробку патронов к нему. Помните, насколько парадоксальным это бы ни казалось, Отпор используется для того, чтобы помочь нападающему на вас восстановить свое равновесие, а не раздуть ваше эго. Если вы сможете принять этот дух защиты, вы начнете ощущать жизнь совершенно по-новому.



КАК ОКАЗЫВАТЬ ОТПОР



Теперь, когда мы осветили основы того, когда оказывать Отпор, а также все правила и оценки собственно борьбы, давайте посмотрим , как же Айки-тактика использует Отпор в качестве средства разрешения конфликта.



Отпор — это одна из наиболее сложных ответных реакций для правильного выполнения. Очень немногие из нас учились тому, как это делать. Все, чему мы научились, — а большая часть этого просто неправильна — мы набрали в результате тяжелого, иногда трагического опыта. Часто наша обычная ответная реакция основывается на прошлом — другими словами, на том, что было сформировано раньше. Если в десятилетнем возрасте мы кричали на школьного хулигана и это срабатывало, то мы склонны становиться крикунами. Если пустые угрозы (поданные достаточно убедительно) уничтожали старшего брата или сестру, то в совершеннолетнем возрасте мы, вероятнее всего, будем бегать и угрожать всем, кто только согласится нас слушать. Такие вот дела.



Занимаясь в своих рабочих группах и посматривая на людей, которые только что начали практиковать Отпор, мы выяснили, что средний мужчина или средняя женщина, использующие эту ответную реакцию, теряют контроль, теряют свое равновесие. А поскольку контроль утрачен, то они, среди прочего, совершают следующие ошибки:



используют слишком много сил;

плохо оценивают ситуацию;

дерутся нечестно;

заходят настолько далеко в попытках восстановить гармонию, что могут ее только разрушить.


“Эмоциональный” — вот движущее слово. Не существует совершенно “спокойного” способа вступить в конфликт, но мы должны научиться быть как можно менее истеричными по сравнению с тем, как мы себя обычно ведем. (Следующая глава, посвященная центрированию, выработке чувства центра, как раз и проследит весь путь к разрешению этой проблемы.) Но вот мы здесь, с адреналином, стремительно повышающимся в нашем теле, наше равновесие утрачено, голоса из прошлого кричат на нас, и мы чувствуем, сверх всего прочего, еще и страх.



И мы реагируем слишком остро... обычно. И простые кротовины превращаются в настоящие Эвересты. Единственное разрешение, на которое большинство из нас нацелено, — это тишина: молчание поверженного противника; молчание врага, который тихо готовит новую атаку.



Это не обязательно должно быть так; это просто не должно быть так.



Для того чтобы успешно использовать Отпор, вы должны видеть в “схватке” три стадии: иммобилизацию, контроль и восстановление гармонии.



Стадия №1: Иммобилизация



“Иммобилизация” именно это и означает. Прежде чем вы сможете разрешить конфликт с серьезным оппонентом, вы должны остановить его или ее продвижение с тем, чтобы взять контроль над ситуацией. Как вы будете это делать — дело ваше. Вы можете принять суровое выражение, сделать шаг в пространство своего противника и сказать: “Теперь подожди! Ты меня все равно не оскорбишь!” Проявите свою изобретательность, чтобы остановить стремительное нападение вашего противника на первой стадии схватки.



Стадия №2: Контроль



Вы остановили продвижение атакующего. Установить контроль будет гораздо сложнее. Контроль — это результат силы вашего аргумента: вы, по сути дела, ведете своего оппонента к тому, чтобы он стал смотреть на вещи с вашей точки зрения, чтобы он понял, где совершил ошибку, чтобы он воздержался от продолжения схватки только из злости или надменности. Ваш лучший шанс добиться контроля в том, что вы будете бороться честно и оставаться конкретными.



Нечестная борьба в человеческих взаимоотношениях только заставляет вашего оппонента бороться еще упорнее, еще больше выводит его из равновесия. Примеры нечестной борьбы, “ударов ниже пояса”, включают использование сарказма, высказывание личных замечаний и борьбу собственно с человеком, вместо попытки решения проблемы: “Какой идиот разлил кофе на коврик?” Нам кажется, что проблема в кофейном пятне, а не в “идиоте”.



Помните, независимо от того, в какого рода схватку вовлекает вас ваш оппонент, сохраняйте равновесие. И тогда все его оскорбления ему не помогут, независимо от того, что он думает. Если вы на этом споткнетесь и начнете переходить на личности, вы окажетесь в такой же опасной ситуации, что и он. Ваше дело не разозлить оппонента, а стремиться к гармонии.



Обобщения и преувеличения осложняют ваш контроль над противником. Оставайтесь конкретными. Во многих спорах существует искушение упрочить свою позицию, сказав что-нибудь вроде: “Все на свете знают, что ты столовым ножом и шуруп не выкрутишь!”, “Ты всегда, всегда говоришь “да”, когда имеешь в виду “нет”!” В любых взаимоотношениях какой-то продолжительности существует тенденция превращать двухдневную привычку в пожизненный недостаток дисциплины: “За последние шесть лет ты не делал ничего, ты только и знал, что целыми днями слоняться по дому с угрюмым видом!” На самом деле это была всего лишь двухчасовая депрессия.



Даже если вы столкнулись с кем-то лоб в лоб, вы должны оставаться уравновешенными и приводить конкретные примеры, и быть как можно более точным. Ни малейшего значения не должно иметь то, что ваш противник прибегает к сарказму, оскорблениям или вымышленной статистике. Ваша задача — продолжать продвигаться с четким намерением и обдуманной скоростью к восстановлению контроля над ситуацией.



Например:



Мак: Какой идиот разлил кофе на коврик!



Вы: Нужна тряпка и немного холодной воды.



Мак: Какой ты неуклюжий!



Вы: Я его не разливал, но, пока ты кричишь, кофе растекается по ковру. Неси губку.



Конечно, это не такой уж сметающий все с лица земли спор, но он достаточно просто демонстрирует, как важно придерживаться предмета, при этом оставаться уравновешенным и продолжать удерживать свой треугольник нацеленным прямо на проблему, даже если ваши оппоненты повсюду вокруг вас. Это срабатывает также и в схватках посерьезней:



Мак: При первой же возможности я тебя засажу!



Вы: Я не предоставлю тебе этой возможности. В чем проблема?



Мак: Ты придурок!



Вы: Ты хочешь решить проблему или сорвать на мне злость?



В каждом из примеров Ваш персонаж сохраняет треугольник нацеленным на конфликт и работающим на достижение контроля.



Стадия №3: Восстановление Гармонии



Восстановление гармонии является целью всего конфликта. Постоянное осознание этого удержит вас от “убийственных заявлений” — атак, которые ранят оппонента настолько серьезно, что гармония просто никогда не сможет быть восстановлена. Вы не можете сказать кому-то, что он никогда не был хорош в постели, а после этого ожидать, что взаимоотношения между вами снова вернутся к прежнему. Рана останется (особенно если это правда). Вместо того чтобы стоять одной ногой на обломках своего оппонента — как тому учило нас наше общество, — вы должны упорно работать над поиском такого решения, при котором обе воюющие стороны “побеждают”, решения, при котором оба чувствуют себя хорошо. Лучшая “победа” — это такая победа, при которой побеждают все. Способ достичь этой совместной “победы” заключается в том, что вы фокусируетесь на проблеме, на всех ее пунктах. И когда контроль будет установлен, вы в идеале получите обе воюющие стороны рядом, совместно работающими над взаимоприемлемым решением. Вот, собственно, что подразумевается под гармонией. Точно так же, как в примере с разлитым кофе, вы оба ползаете на четвереньках и вытираете пролитое.







379Soho 4/27/2000 4:08:44 PM
да .. блин.. короче все поняли : равносторонние треугольники, обращенные углами друг к другу - темный (*)- нападение, светлый (0) - защита...

Кто знает как сюда фреймики перенести - помогли бы подсказали бы тэги что ли ... халявщики... :))


378Soho 4/27/2000 4:05:17 PM
Сори... никак не приноравлюсь к проглатыванию пробелов тут - картинки несколько исказились .. должно быть что-то типа :



В системе Айки-тактики нападающий обозначается верхним заштрихованным треугольником:



(..*******..)

(...*****...)

(....***....)

(.....*.....)




Если в Нападении и Отпоре задействованы два человека, то графически это событие представляется таким образом:



(.*******.)

(..*****..)

(...***...)

(....*... )

(.........)

(....0....)

(...000...)

(..00000..)

(.0000000.)



376Soho 4/27/2000 3:59:38 PM
# часть 8 #



IV



ВАШИ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА



1. ОТПОР




В системе Айки-тактики нападающий обозначается верхним заштрихованным треугольником:



( ******* )

( ***** )

( *** )

( * )




Если в Нападении и Отпоре задействованы два человека, то графически это событие представляется таким образом:



( ******* )

( ***** )

( *** )

( * )

( )

( 0 )

( 000 )

( 00000 )

( 0000000 )




На протяжении всей книги человек, подвергающийся нападению, то есть Вы, будет представлен нижней геометрической фигурой. Позднее, в главе, посвященной геометрии, вы четко увидите, как эти символы взаимодействуют. А пока что стоит заметить, что выбор треугольника – направленного на конфликт – не случаен. Форма, геометрия треугольника, несет в себе суть сфокусированной атаки: удар вперед из сильной основь~. Сама угловатость формы предполагает столкновение желаний, принципов или сил. (Рассматривая друтие варианты ответной реакции, мы увидим, что другие геометрические формы означают совершенно отличные чувства.)



Даже когда мы пишем эти строки, мы осознаем тот факт, что Отпор – это одна из наиболее непродуктивных ответных реакций в большинстве конфликтных ситуаций. Конечно же, это наименее мудрая и наиболее часто используемая тактика во всем лексиконе конфликта.



Атакующий: Ты придурок!



Вы: А ты идиот!



Атакующий: От тебя воняет!



Вы: А твоя мать вообще ходит в армейских ботинках!



Если это не вызовет воспоминания о детской площадке по соседству, то уже ничто этого не сделает. Это были (и, как это ни печально, продолжают ими быть) варианты ответов, которые наиболее часто нас подводят:



Мать: Когда ты уже выйдешь замуж?



Дочь: Не твое дело!



Мать: Как ты со мной разговариваешь?



Дочь: Почему ты всегда меня достаешь?



Мать: Ты неблагодарная!



Дочь: А ты злобная!



Этот спор и сцена на детской площадке не так уж далеки друг от друга. Никто никогда не “победит” в этих драках, никакого разрешения и никакой гармонии – а именно это остается нашей целью – никогда из них не выйдет.



И тем не менее бывают случаи, когда Отпор является наиболее подходящей ответной реакцией на конфликтную ситуацию.



КОГДА ОКАЗЫВАТЬ ОТПОР



Отпор должен быть вашей последней альтернативой после того, как вы решите, что Уход невозможен, шанса для Переговоров, Обмана или Слияния нет, а делать что-то надо. Другими словами, Отпор – это ваше последнее прибежище.



И мы вполне серьезны на этот счет. Вы должны научиться не поддаваться первому импульсу яростно наброситься на атакующего вас. Немало было случаев, когда люди ввязывались в драку с грабителем и теряли свои жизни. Выбери они какую-нибудь другую ответную реакцию, и, возможно, они остались бы в живых.



Оказывайте Отпор, когда это вопрос жизни и смерти (вашей или кого-нибудь другого) и у вас нет иного выхода.



Решение принимаете вы, и вы должны взвесить его как можно более объективно, чтобы убедиться, что вы на самом деле исчерпали все осгальные возможности. Тем не менее когда вопрос стоит о выживании, сама жизнь дает вам право оказать Отпор.



Отпор может быть самой подходящей ответной реакцией на конфликт, когда это вопрос первоочередной важности, имеющий прямое отношение к самой вашей жизни.



Только вот что подразумевается под первоочередной важностью? Опять же, вы должны сами судить об этом. Но помните, что это – ваше желание не выглядеть плохо – часто маскируется под эту первоочередную важность. Скажем, вы уверены, что сражаетесь за что-то по-настоящему важное. В самом разгаре спора вы слышите, как вы же сами кричите: “Да, но это принципиальная вещь!” Это должно быть для вас намеком. Если вас вовлекли в конфликт и вы слышите, что произносите фразу “Это же принципиальная вещь”, перестаньте отбиваться и изучите другие возможности, другие стратегии. Иногда вы будете драться за какой-нибудь принцип первоочередной важности



если это именно тот случай, вам не придется напоминать себе или вашему оппоненту об этом факте. Вы не боретесь против преследований на религиозной почве или против расовых предрассудков, крича при этом: “Я борюсь только за принцип равенства!” Вы просто боретесь. И еще, мы постоянно сталкиваемся с людьми, которые оказывают Отпор по поводу справедливого распределения труда тогда, когда им просто не хочется заниматься стиркой!
Помните, отстаивать принцип хорошо, но только если это принцип первоочередной важности.



По сути дела, все, о чем мы просим, – это чтобы вы подняли до уровня сознания причины, по которым вы делаете выбор средств. Принимайте свое решение со всей объективностью, на которую вы только способны.



Коротко повторим еще раз: Отпор является подходящей ответной реакцией, когда:



1) все остальные возможности недоступны или исчерпаны;



2) это вопрос жизни и смерти;



3) это вопрос первоочередной важности.



Очевидно, особенно когда вы находитесь в физической западне, что не всегда возможно оставаться спокойным, проверяя все возможности и превращая любое событие в познавательную головоломку. (“Погодите минутку, босс, я пытаюсь выяснить, должен ли я Уйти или выбить из вас дерьмо...”) Так много наших ежедневных конфликтов возникает столь быстро, что мы вынуждены доверять своей интуиции, своим инстинктивным реакциям. Но эти реакции должны быть осознанными реакциями, и Айка-тактика – это способ отрегулировать их, способ донести до сознания те возможности, которые, может быть, до этого вам даже не приходили в голову.



ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЫ ОКАЖЕТЕ ОТПОР



Теперь вы довольно хорошо владеете всеми “когда” Отпора, но до того, как пустить в ход любую хорошую оборонительную реакцию, вы должны принять в расчет еще два элемента этой конфликтной возможности: общие правила и оценку ситуации.



Правила Отпора



Правило №1:
Вы должны знать и донести это знание до самых глубин своего естества, что у вас есть право жить и вся вселенная поддерживает ваше право защищать свою жизнь.



Когда вы хорошо знаете это правило, вы можете вступать в любую борьбу со всей убежденностью. Ваш противник почувствует ваш дух, и если у него есть хоть немного здравого рассудка, он отступит...



Правило №2:
Естественное следствие Правила №1: Никогда не оказывайте Отпор тому, кому нечего терять,



Найдите другой выход.



Предположим, например, вы неожиданно застали грабителя, проникшего в ваш дом; он в достаточной степени выведен из равновесия, загнан в угол или психически неуравновешен, чтобы быть готовым скорее расстаться с жизнью, чем быть схваченным. Уйдите с дороги. Точно так же, если вы имеете дело с человеком, которому все равно, уволите вы его или нет, человеком, полностью готовым поставить всего себя под удар, отдавайте себе в этом отчет и не дайте своему чувству героизма вовлечь вас в драку.



Правило №З:
Третье основное правило оказания Отпора, и одно из самых важных для усвоения, звучит так: Используй те как можно меньше силы, необходимой для восстановления гармонии.



Ваши эмоции могут приказать вам вцепиться в горло, убить, изувечить, травмировать, но ваше сердце должно говорить громче. Ваша задача восстановить гармонию, а не наказывать. Вы должны сфокусироваться на решении проблемы, а не на разрушении самомнения какого-то несчастного растяпы. Очень часто родители нападают на подростка, который утром проводит в душе по два часа, с такой силой, что ФБР ее хватило бы для борьбы с угонщиком самолета.



Правило №4:
Дополнение к Правилу №3 заключается в том, что вы никогда не должны в своей контратаке выходить за пределы возможной отдачи.



Слишком много – это так же вредно, как и слишком мало. Если вы используете слишком много силы, это не только признак того, что вы вышли из равновесия; это неразумно, потому что вы дойдете так до точки, в которой вас легко смогут разгромить. Вы так злитесь и так много разглагольствуете, что нападающему нужно лишь пожать плечами и порекомендовать вам пройти где-нибудь продленный курс психотерапии. И вы осознаете, что побагровели и сами из себя сделали дурака.



Правило №5:
Не старайтесь оказать Отпор, если в этом нет необходимости.





Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>
Яндекс цитирования