Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Хижина старика Hoshi Tora ( чуть-чуть о конфликтологии...) - ЗАКРЫТА к удалению






79Soho 11/16/1999 6:59:04 PM




Сеппо обучался у Тадзана, будучи у него главным по кухне.

- Сколько риса ты сваришь сегодня? - спросил Тодзан.

- Семь ведер.

- Этого хватит?

- Некоторые монахи постятся.

- А если все будут есть - что тогда?

Сеппо не ответил.



Этот случай, построенный на предположениях, отражает склонность некоторых людей сомневаться в добром начале Вселенной, в благих намерениях Божества. А если случится ураган, и вы погибнете? А если бы Будда не родился для нас и Христос не умер за нас ? А если бы Вселенная в один прекрасный день бесследно исчезла? Что было бы тогда с ( нашей) религией? Этот вопрос обсуждается в басне Стивенсона "Вера, недоверие, полное отсутствие веры", последний пункт названия которой подразумевает подлинную религию, мораль, дзен. Старый разбойник в этой басне отвечает на подобный каверзный вопрос вопрос тем, что отправляется воевать на стороне Одина, который потерпит поражение. В приведенной выше истории Сеппо, возможно имеет в виду не "тех, кто постится", а "Того, Кто постится". Он похож на Иегову тем, что один взгляд на него равносилен смерти. Следующая история повествует о том же.



Сеппо пришел проститься с Тодзаном.

- Куда ты направляешься? - спросил Тодзан.

- Я возвращаюсь в Рэйтю.

- По какой дороге ты пришел сюда?

- По той, которая проходит через Хиэнрэй.

- А по какой дороге ты будешь возвращаться?

- По той же самой.

- Знаешь ли ты Того, Кто Всегда в Пути?

- Не знаю.

- Почему?

- Потому, что у него нет личности.

- Ты говоришь, что не знаешь Его, но откуда же тебе известно, что у него нет личности?



В этом диалоге Тодзан стремится научить Сеппо, что "не-знание" ошибочно, половинчато. "Исполнись решимости умереть", - говорит Герцог в драме Шекспира "Мера за меру" заключенному, который больше всего на свете боится смертного приговора. Дзен тоже призывает нас исполниться решимости, но ничего при этом не говорит о Боге и об Окончательной Реальности. Дзен не говорит, что Бога нет или что Окончательная Реальность безлична. Дзен имеет не больше прав отрицать, чем утверждать. Но в жизни лучше утверждать, лучше со всем соглашаться, и чем более противоречивым кажется нам высказывание, тем с большей готовностью мы должны его принимать.



Сеппо спросил у монаха, откуда тот пришел.

- Из Кодзея, - ответил монах.

- Ты встретил по дороге Даруму?

- Я оставил его там, где встретил.




Эта история является приятным исключением среди историй, в которых мастер под конец заставляет монаха недоуменно замолчать. Монах в этой истории умеет играть в дзенскую игру и ловко демонстрирует свою виртуозность. Хотя эта игра не столь уж важна, я бы поставил ее выше пинг-понга и других подобных развлечений.



Когда Сеппо стал знаменит, он открыл свой монастырь, в котором насчитывалось около полутора тысяч монахов. Он любил встречать посетителей с тремя деревянными шарами в руках, и когда ему задавали вопросы, он один за другим пускал шары катиться по полу. В этом Сеппо напоминает пьяницу-акробата-сатирика У.С. Филда. Филд каждый раз пользовался своей шляпой, а Сеппо шарами. И тот, и другой были учителями, учителями дзен.



Однажды Сеппо вытянул руку перед монахом, сжал кулак перед его носом и сказал:

- Весь мир, обычные люди и святые, мужчины и женщины, священники и миряне, горы и реки, великая земля - всё это содержится в одном сжатии моего кулака!



Все это содержится в любом сжатии любого кулака. В чем, в таком случае, разница между сжатым кулаком обычного человека и сжатым кулаком Сеппо ? Разница в том, что Сеппо осознает, о чем говорит, без малейшей мнительности.



Сеппо сказал собравшимся монахам:

- Если вы можете держать Вселенную между большим и указательным пальцами, она подобна зернышку нерушенного риса. Это зернышко сейчас падает вам под ноги, но вы по-прежнему исполнены неведения. Бейте в барабаны! Пусть монахи возвращаются к своей работе!



Через шесть веков после Сеппо мы встречаем следующее заявление в мистическом трактате Джулианы Норвичской "Откровения Божественной любви" :



"Он показал мне малую вещь размером с лесной орех. Сия вещь лежала у меня на ладони и была круглой, как шар. Я смотрела на нее очами своего понимания и думала: "Что бы это могло быть?" И пришел мне ответ: "Перед собой видишь все, что было сотворено". Но мне не верилось, что сотворенное может существовать. Мне казалось, что по своей малости оно должно исчезнуть. И тогда в своем понимании я получила ответ: "Сия малая вещь есть и пребудет вечно, ибо Бог любит ее. Сотворенный мир также обладает бытием, ибо наделен любовью Божьей".



Сравнивая эти отрывки, мы видим, что различия между ними гораздо существеннее, чем кажущееся подобие. Но важно понять, что нам нужны они оба, а не какой-то один из них. В этом, а не в каком-либо другом смысле две вещи составляют одно. Китайский дзен и английская христианка говорят одними устами. Великая Вселенная, лесной орех, зернышко риса - одно и то же.



Монах передал Кокю, ученику Энго, эти слова Сеппо.

- В одной яме три змеи и девять мышей, - сказал Кокю.

Монах попросил мастера выразиться понятнее.

- Описать море с помощью слов нелегко, - продолжил Кокю.



Сеппо говорит о единстве противоположностей ( большая вещь равна малой). Кокю говорит об обычности, повседневности вещей и признается, что лучше объяснить не может.



- Что такое Дхармакая? - спросил монах у Сеппо.

- Карма рождается во рту, но не жевать же все что ни попадя?



Это весьма насильственный, но все же не слишком насильственный способ сказать людям, что их интерес к религиозным вопросам надуманный, теоретический, пассивный, развлекательный или извращенный, одним словом, нерелигиозный. Сеппо говорит, и вполне справедливо, что такие вопросы тошнотворны. "Дхармакая, или квинтэссенция бытия, включает в себя единство, множественность, ноу-ментальный абсолют и феноменальные проявления" - узнав об этом, даже здоровый человек почувствует недомогание… 



- Дзен и буддизм - то же самое или нет ? - спросил монах у Сеппо.

- В комнате не слышно грома.



Дзен - религия Природы. Буддизм - религия Десяти Заповедей и Пяти Запретов, которые не прекращают делить истину на части. В ходе этой мышиной возни простота истины, ее материальность и достоверность оказываются потерянными для уха, глаза и носа.







Страницы: <<< 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Яндекс цитирования