Все дискуссии Новые Избранные Архив ЧАТ


Хижина старика Hoshi Tora ( чуть-чуть о конфликтологии...) - ЗАКРЫТА к удалению






165Soho 11/26/1999 7:03:12 PM




Ракан (867-928) поступил в монастырь в детстве, затем стал монахом и обучался у Энго, Сэппо и других мастеров. В конце концов он пошел к Гэнся, у которого достиг просветления, а затем продолжил его дело. Несколько сохранившихся случаев о нем свидетельствуют, что он был угрюмого нрава. Известно несколько Раканов, но здесь речь идет о Ракане Кэйтине.



- Есть ли у вас традиционное учение? - спросил монах у Ракана.

- Посмотри на меня снаружи и изнутри!



Правда ли, что учение человека определяется его внешним видом? Каков был у Христа запах? Что делал бы Будда, если бы крокодил ухватил таки его за ногу?



Увидев, что монах подходит к нему, Ракан поднял хоссы (кисточка из конского волоса). Монах поклонился.

- Кому ты кланяешься? - спросил Ракан.

- Вам, в знак благодарности.

Ракан ударил его.

- Ты поклонился, когда увидел, как я поднял хоссы. Почему же ты не благодаришь меня каждый день, когда я подметаю пол? - спросил Ракан.



Может, нам следует говорить "спасибо" всегда или никогда, но не иногда ? Таковы дзенская жизнь, демократия, скромность природы.



Анкоку, ученик Сэппо, продолжал дело своего учителя. Время его неизвестно, О нем сохранилось мало историй, но одна интересна ее литературными аллюзиями.



- Что можно сказать о кончике волоска? - спросил монах у Анкоку.

Анкоку поднял кэса (стихарь).

- Прошу вас объяснить, - умоляюще сказал монах.

- Не надо проливать слез, прижимая к груди яшму! Завтра утром предстань перед императором Со!



Выражение "кончик волоска" встречается в изречении: "судьба вселенной вершится на кончике волоска", смысл которого в том, что вселенная целиком и полностью пребывает в самой малой вещи. В дзен это следует понимать как отрицание идеи о большом и малом, внешнем и внутреннем, сейчас и потом. Анкоку пооднимает кэса, оставляя позади не только вселенную, но и кончик волоска. Монах не мог и не желал понимать этого, и обратился к нему за не-дзенским ответом, который Анкоку любезно ему предоставил. В словах Анкоку видны отголоски легенды, которая встречается в сочинениях Хань Фэй-цзы (Книга IV, 13).

Легенда называлась "Злоключения Бяньхэ". Человек по имени Бяньхэ нашел необработанный кусок яшмы в горах провинции Чжу, он принес его домой, а затем представил императору У. Император велел своему ювелиру оценить самородок. "Всего лишь обычный камень", - сказал ювелир. Император решил, что Бяньхэ хотел его обмануть и велел отрубить ему левую ногу. Когда императр У умер, а на трон взошел император Вэнь, Бяньхе поднес ему самородок, и тот снова велел ювелиру оценить его. Ответ был тем же и и Бяньхэ лишился правой ноги. Когда этот император тоже умер и императором стал Чжан, Бяньхэ, прижав самородок к груди вполз на гору Со и провел там три дня и три ночи горько рыдая. Узнав об этом, император послал придворных, чтобы выяснить причину горя Бяньхэ. "Я горюю не потому, что потерял ноги, а потому, что яшму назвали обычным камнем, а чесного человека - лжецом. Вот почему я горюю". Император велел ювелиру отполировать камень и оказалось, что это действительно яшма. Камень назвали "яшмой Бяньхэ".

Анкоку велел монаху не уподобляться Бяньхэ, не быть пассивным, а самому стать кончиком волоска, вселенной…



Кудзан стал священником в четырнадцать лет, посетил многих мастеров и достиг окончательного просветления у Сэппо.



Когда Кудзан впервые пришел к Сэппо, не успел он войти в ворота, как Сэппо вытолкнул его обратно со словами:

- Это еще что!

Кудзан был внезапно просветлен. Забыв себя от радости, он принялся танцевать и размахивать руками.

- Разве сейчас ты поступаешь разумно? - спросил Сэппо.

- При чем тут разумность ? - спросил Кудзан.

Сэппо похлопал Кудзана по спине и подтвердил его просветление.



Однажды Хофуку, духовный брат Кудзана, разговаривал с монахом в Чайном Зале. Увидев это, Кудзан сказал:

- Не нужно усложнять и запутывать!

- Мы не запутываем, Мы делаем дзен понятнее.Рахве вы не видите? - ответил Хофуку

Кудзан сделал вид, что собирается его ударить посохом.

- В чем я не прав? - спросил Хофуку.

Кудзан ударил его.



Следует ли о дзен говорить, писать, читать? Каждое действие, каждая мысль, каждая эмоция должны проистекать из целостности, единства ума-и-тела. Вот и все. Если это так, мы можем говорить о дзен.



- В чем великий принцип дзен? - спросил монах у Кудзана.

- Когда на мгновение появляется золотой ворон, на десять тысяч миль вокруг не остается ни одного облачка.



Золотой ворон с тремя ногами - это солнце (в символистской традиции Востока). Стоит лишь солнцу выглянуть, как весь мир преображается. Однако солнце не символизирует дзен или просветление. Может, видя солнечный свет, каким он есть, мы достигаем просветления ? Может, понимая дзен, мы начинаем по-другому видеть солнечный свет?



У Тёкэя, еще одного ученика Сэппо, было полторы тысячи учеников, из них двадцать шесть достигли просветления. Он умер в 932 г. в возрасте 79 лет. Рассказывают, что Тёкэй окончательно постиг суть дзен, сворачивая ширму. После этого он написал стихотворение:



Вот это да! Какое громадное отличие!

Подними ширму и посмотри на мир!

Если кто-нибудь спросит, какова моя религия,

Я подниму хоссы и ударю его по губам.



Как уже говорилось, на подобные вопросы кроме как самому себе, наверное, следует наложить анафему. "Во что вы верите?" Разве может быть что-то глупее этого вопроса? Подобно Уолту Уитмену, мы, разве, не верим каждой вещи и каждому человеку, пока они нас не обманули, а иногда и не смотря на это? Образованные люди в своем невежестве поклоняются теологии и философии.



- Как избавиться от сомнений ? - спросили у Тёкэя.

Тёкэй вытянул перед собой руки.



Может, верить чему-то, потому, что оно верно, убедительно, абсурдно, верить по какой-либо причине или без причины - всё неправильно? Мы должны просто верить, и только. Верить во всякую бессмыслицу? Нет, вериь своим чувствам ( даже если они нас иногда обманывают ), верить всему, что посещает наши мысли. Что, если вы видите призрака? Подойдите к нему и пожмите руку - или дайте пинка. Что, если вы ошиблись, и это был живой человек? Что ж, в любом случае это будет смешно, хотя, возможно, смеяться будет Вселенная, а не вы….

Когда наше тело движется, в этом проявляется наша вера? Сомнения в способности двигаться - физическое или духовное расстройство. Разве Вера в возможность двигаться приходит не до начала движения? Более того, если Тёкэй поднял руки, чтобы показать выход за пределы сомнений, это не дзен. Тёкэй также желает показать это.



Тёсэй сказал своим монахам:

- Если бы мне вздумалось изложить самую суть нашего учения, вам бы пришлось выгнать всех из зала и плотно закрыть дверь, потому что там, чде Закон явлен до конца, людей больше не остается.

- Я не боюсь смерти! Прошу вас явить Закон, что бы со мной ни случилось, - сказал один монах.

- Можно ли тебе доверить суть?



Если бы все были просветлены, не было бы обычных людей, "людей с улицы". Все были бы буддами или, на худой конец, ботхисатвами. Строго говоря, это невозможно из-за неопытности дзенских мастеров. Покупатель всегда прав.






148Soho 11/23/1999 7:34:08 PM



Монах пришел к Сеппо и поклонился. Сеппо ударил его посохом.

- В чем я не прав? - спросил монах.

Сеппо ударил его еще раз.



Почему некоторые рождаются слепыми? Монаха уларили за то, что он совершил грех - родился слепым. Затем его ударили еще раз за то, что оно задавал глупые вопросы. Христос исцелил бы его, сказав при этом, что "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем проявились дела Божии" ( Ин. 9,3). У Сеппо было ( будем надеяться) такое же намерение. И Христос, и Сеппо совершают грех, вмешиваясь в течение природных событий. Но если мы осознаем это и все же продолжаем действовать, греха в этом больше нет ?



Гэнся сначала обучался у Рэйсю, затем у Догена. Гэнся и Сеппо были духовными братьями, но Гэнся почитал Сеппо своим учителем, традицию которого продолжил, пережив его на тридцать лет. У Гэнся было около восьмисот учеников, из которых просветления достигли тринадцать.



Однажды, когда Гэнся был рядовым монахом, Ко, его товарищ по монастырю, сказал ему:

- Если ты когда-нибудь постигнешь суть дзен, я съем свою шляпу!



Буквально Ко сказал: "Если ты когда-нибудь постигнешь суть дзен, я сделаю корабль из железа и буду плавать на нем по морю".



Когда Гэнся стал мастером, он послал Ко письмо, в котором спрашивал: " Что скажешь о вкусе своей шляпы?" . Ко не ответил.



Отношения между Гэнся и Ко были вполне нормальными. Просветление Гэнся казалось маловероятным, но оно случилось. Гэнся не считается с чуствами Ко и продолжает разговор, начатый много лет назад. Ко не просит прощения, ведь Природа тоже не приносит извинений. Но Ко так же и не поздравляет Гэнся с неизбежным. Он просто хранит молчание. Христианские святые никогда не признавали за собой чудес, которые им приписывали авторы их жизнеописаний. Скорее всего, они сами не верили в них. Просветленные никогда не говорят: "Я просветлен". Христос сказал: " Никто не благ, как только один Бог". Косвенный вопрос Гэнся - еще один довод в пользу того, что хорошие манеры - окончательный тест на обладание дзен и всем остальным.



- Когда старые мастера поднимали веер или посох, они выражали суть дзен или нет ? - спросил у Гэнся монах.

- Не выражали.

- В чем же смысл этих действий?

Гэнся поднял веер.

- Как можно выразить суть дзен? - спросил монах.

- Когда достигнешь просветления, всё узнаешь, - последовал ответ.



Все ли наделены природой Будды? Что такое природа Будды? Природа Будды - это (потенциальное, бессознательное, практическое) знание о том, что у нас есть природа Будды, а также знание о том, что вопросы, которые мы задаем - глупы, а ответы на них еще глупее. Смысл этого "знания" не в том, что мы что-то знаем, а в том, что нам вот-вот что-то откроется. Мы вечно пребываем в состоянии, когда природа Будды вот-вот откроется нам. Можно сказать с уверенностью, что она нам не чужда, и все же мы ею не обладаем.

Вернемся к первоначальному вопросу: "Есть ли у человека природа Будды?" Мы можем задать второй вопрос, который связан с первым глубже, чем многие предполагают: "Есть ли у человека поэтическое чутье, чувство юмора?" Ответив отрицательно, мы чувствуем себя невоспитанными. Гэнся отвечает : "Если и когда".



Однажды Сэппо и Гэнся чинили забор, и Гэнся спросил:

- В чем смысл прихода Дарумы с Запада?

Сеппо покачал забор.

- Зачем прилагать так много усилий? - спросил Гэнся.

- Как бы ответил ты?

- Передай сюда корзину.



Вопросы о сути дзен, то есть о смысле жизни, во время работы еще раз подтверждают, как тесно связаны наши мысли и действия. Сеппо покачал забор, который он в это время ремонтировал, но в этом действии было что-то вынужденное, неестественное. "Передай корзинку и давай продолжим работу" - в этих словах обещанный Христом приход Святого Духа.



Однажды, погруженный в раздумья , Гэнся услышал чириканье воробья и сказал:

- Как хорошо воробей излагает истину буддизма! Как вдохновенно он говорит о подлинной природе вещей!

Впоследствии монах пожелал извлечь урок из этих слов и обратился к Гэнся со словами:

- Объясните, о чем вы тогда говорили.

- Пошел вон! Как только люди доверяют тебе! - воскликнул Гэнся.


Мне приходилось много раз отвечать на вопросы о пэзии, религии, Будо, жизни, но при этом ни разу - подчеркиваю, ни разу! - ни один из моих собеседников не был полностью удовлетворен. Почему ? Потому, что любой вопрос - это уход от ответа, который, как утверждает дзен, уже известен. Каждый человек просветлен, но предпочитает не знать об этом. Каждый человек должен возлюбить ближних своих и отдать бедным все, что у него есть, но предпочитает не знать об этом и залает глупые вопросы. Гэнся любезничает с монахом. Он должен был воскликнуть: " Ты лжешь!"



Однажды, когда Гэнся встречался с генералом И, к столу были поданы рисовые пирожки.

- О чем мы не знаем, хотя используем его каждый день ? - спросил генерал.

- Возьмите! - сказал Гэнся, протягивая ему пирожок.

Генерал взял пирожок, съел его, а затем повторил вопрос.

- Мы используем его каждый день, но не знаем его, сказал Гэнся.



Эта история очень похожа на предыдущую. На подлинный вопрос, который задает генерал, Гэнся отвечает животом, истоком своего генетического разума. Иудейский ответ таков: "Под ним простерты вечные объятия", но люди продолжают говорить об антропоморфизме божества или что еще хуже, о сравнительной религии. Великое преимущество дзнского ответа на теологические вопросы ("Возьмите!" - сказал Гэнся, протягивая ему пирожок) в том, что он едва ли послужит поводом для новой войны. Возможно, это и есть дзенский способ борьбы с войной и генералами.



Однажды Гэнся сказал:

- Глубоко в горах среди неприступных вершин, где никогда не ступала нога человека, - можно ли найти там дзен? Если вы скажете "да", о каком дзен идет речь ? Если вы скажете "нет", тогда дзен не универсален.



Такова дилемма нашей жизни. "Нет" - ответ нашего здравого смысла. "Да" - ответ пантеизма и (ложного) дзен. Единственный ответ, который в данном случае можно дать, - это неожиданный ответ, а неожиданный ответ - это противоположность ответа, который мы дали вчера. Но отвечать, подражая Будде, что такие вопросы не способствуют улучшению жизни, и поэтому их не следует задавать, неправильно. Их нужно задавать с рвением, и отвечать на них нужно страстно. Вот почему Гэнся задал этот вопрос.



- Объясняют ли в последнее время Высшее Учение? - спросил монах у Гэнся.

- Такое редко бывает.



Этот строгий ответ сводит на нет все книги о дзен, которые когда-либо были или будут написаны. Дзен учит нас говорить и слушать, молчать и внимать "тишине, которая ласкает слух". Иногда можно услышать дзенские слова. Разговоров вокруг да около дзен гораздо больше, чем нужно. Но вот услышать, как дзен говорит о дзен дзенскими словами - едва ли не самое редкое событие в мире. Тут надо уметь услышать "хлопок одной ладони".






Страницы: <<< 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 >>>
Яндекс цитирования